Клянусь переносить тяготы, которые могут возникнуть. Но лучше бы они не возникали!

При получении паспорта гражданина России, возможно, придется давать клятву

Очередная инициатива депутатов: юным петербуржцам предлагается при получении паспорта давать клятву гражданина, где обещать «переносить все тяготы и лишения, которые могут возникнуть».

Уместно ли вообще при получении паспорта произносить какие-то пышные слова? Я провел блиц-опрос своих друзей и получил четыре варианта ответов: 1) все клятвы верности — пережитки средневековья; 2) если где-то такая традиция существует, пусть остается, а новых вводить не надо; 3) это не новая, а старая советская традиция, которую уже поэтому не нужно поддерживать; 4) почему бы и не ввести, если найти хорошие слова?

Хорошие слова: А нужно ли произносить эти самые хорошие слова при вступлении в брак? Или лучше просто зайти и расписаться, сосредоточившись лучше на составлении брачного контракта — кто кому чего обязан да на каких условиях, а главное — как расторгнуть контракт с наименьшими потерями, когда тебе покажется, что в этом союзе ты больше отдаешь, чем получаешь?

Мне кажется, в этом вопросе народ уже нашел известное равновесие: те, кто относится к своему брачному союзу пафосно, ищут и пафосных форм, венчаются в церкви, под прекрасное пение, стоят под венцом, произносят и выслушивают высокие речи и укрепляют тем самым образ своей любви и веру в высокое общее будущее. А те, чью грудь не распирают столь высокие чувства, кто больше доверяет делам, те прибегают к незатейливой канцелярской процедуре. И у меня нет никаких данных, какие браки более прочны и счастливы.

Найти удовлетворительную формулу для тех чувств, которых нет в душе, совершенно невозможно, если даже к ее составлению привлечь, как нам обещают, «экспертов в области русского языка, истории, публицистов и литераторов», хоть бы их и возглавили Пушкин с Ключевским. Потому что сегодня в мире, а стало быть, и в России сосуществуют (чуть не сорвалось «сожительствуют», однако это было бы категорически неверно: они борются) две непримиримые парадигмы. У одних действительно звучит в душе: «О Русь моя, жена моя!» — до боли. Для других же государство — всего лишь большая служба быта вроде огромной прачечной, с которой разумны лишь контрактные отношения: пока она мне хорошо стирает за мои налоги, я ею пользуюсь, станет стирать плохо — поменяю ее на другую, и никакой пафос здесь абсолютно не уместен. И особенно неуместны обещания «переносить все тяготы и лишения, которые могут возникнуть».

Но такие обещания неприемлемы и для самых пламенных патриотов, ибо иногда гражданский долг прямо велит не мириться с тяготами и лишениями, проистекающими из дурного управления, но, напротив, по мере сил с ними бороться.

В итоге же, я думаю, надо предоставить «брачующимся с государством» свободу выбора — пусть одни получают паспорт с торжественными словами, а другие по-простому, по-канцелярски. И пусть каждому воздастся по вере его.