Если верить учебникам по менеджменту, в России преобладает жесткий стиль управления, который в народе описывают словами «я начальник — ты дурак». Чтобы разобраться в тонкостях российского деспотизма, мы поговорили с психологами, юристами, начальниками. И узнали, что самодуры, как правило, люди глубоко несчастные.
Хамство среди руководителей распространяется в России быстрее, чем эпидемия гриппа. Причем, как и в случае с болезнью, его «переносят на ногах» и за помощью не обращаются. Даже в чиновничьих кругах никого крепким словцом в адрес подчиненного уже не удивишь. Вспомнить хотя бы несчастного заместителя главы администрации Смоленска Александра Бочкарева. Мужчина, видимо, не настолько раскрепощенный, как его начальник, в ответ на клич «танцуют все!» от плясок воздержался. Начальник принял отказ за личное оскорбление. Итог — отставка Бочкарева.
Конечно, можно списать этот случай на невоспитанность одного конкретного чиновника. Но на днях аналитический центр портала Rabota.ru опубликовал любопытное исследование. Оказывается, 51% россиян постоянно сталкиваются с хамством со стороны своего руководства, а каждому пятому хоть раз приходилось увольняться из-за агрессии со стороны начальника. И это уже серьезно. Получается, половина руководителей у нас — хамы и деспоты?
Психологи такой стиль управления называют умным словом «волюнтаризм», который приписывали еще Хрущеву. По-народному — самодурство. И у этого волюнтаризма есть еще и половые особенности. Одна моя знакомая рассказала, почему предпочитает устраиваться на работу к начальникам-мужчинам. «Пять лет я работала под руководством женщины, которая орала на весь офис каждый раз после того, как ей звонил муж. И если уж Владик (тот самый муж) испортил ей настроение, то доказывать свою правоту было бесполезно», — вспоминает Татьяна.
«Мужчины становятся диктаторами на работе в случае, если у них что-то не получается именно в работе, — рассказал «Труду» кандидат психологических наук Юрий Левченко. — То есть они так удовлетворяют свои амбиции. А женщины срываются на подчиненных из-за неудовлетворенности в личной жизни. Мужчинам они хамят от внутренней обиды, а женщинам — чтобы унизить их в глазах мужчин».
Однако, когда на тебя орет рассерженный начальник, сочувствовать его душевной дисгармонии — последнее, что приходит в голову. Юрист по трудовым вопросам Тамара Заинкова советует не тратить время на брань, а напрямую обращаться к вышестоящему начальству: «Есть три варианта. Первый — уволиться, второй — подать в суд за оскорбление. Но, предупреждаю, это очень хлопотно, сложно доказуемо, а компенсации копеечные. Третий вариант — пожаловаться начальнику своего начальника. Это, конечно, если есть кому жаловаться».
Ситуация на российском рынке труда сейчас чем-то напоминает времена перед отменой крепостного права. Самодуры сотрудников (крепостных) за людей не считают, а продвинутые бизнесмены (помещики), набравшись опыта на Западе, уже давно поняли, что от довольного сотрудника толку больше. Генеральный директор сети кинотеатров «Формула кино», где с хамством менеджеров средней руки борются увольнением уже после третьей жалобы, свою позицию объяснил так: «У каждого сотрудника сети есть мой личный мобильный телефон, и любой может пожаловаться, если его ущемляют или оскорбляют. Это важно для здорового климата в коллективе».
Голоса
Татьяна Сущева, пиар-менеджер
— Я работала в небольшом агентстве с очень молодой начальницей. У девушки был типичный женский стиль управления — истеричный. Она могла ни с того ни с сего начать орать, оскорблять сотрудников. Уже через пять-шесть месяцев я в состоянии аффекта от ссоры написала свое первое заявление на увольнение.