Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко побывала в Казани, где проходила научно-практическая конференция с длинным и таинственным названием «Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах РФ: проблемы и способы их решения».
Открывая конференцию, президент Татарстана Рустам Минниханов объяснил, почему это антикоррупционное мероприятие проводится в Казани. «У нас богатая, «сладкая» республика, — заметил президент. — Слишком много объектов нефтехимии, поэтому и коррупционерам есть на что покуситься». Впрочем, именно в Татарстане еще в
Насколько эффективно применяется этот закон, пока говорить сложно, но конференция по борьбе с коррупцией прошла на очень солидном уровне — с серьезными докладами, толстыми брошюрами и даже выставкой детских рисунков на тему борьбы с коррупцией. Образы коррупционеров в детских творениях были представлены в виде милиционеров, неприятных черных человечков и почему-то... медведей.
Валентина Матвиенко в своем выступлении оптимистично рассказала о том, как стремительно разворачивается сегодня борьба с коррупцией по всей стране — только за прошедший год выявлено более 50 тысяч преступлений коррупционной направленности, и даже около 7 тысяч человек были осуждены. Однако сама при этом призвала не нагнетать ситуацию вокруг последних скандалов. «С этой жаждой крови, мести, желанием посадить кого-то мы можем скатиться к кампанейщине, — заявила она на пресс-конференции. — У нас есть презумпция невиновности — нельзя допускать, чтобы мы переступили рубеж, за которым наступают нарушения прав человека. Не надо увлекаться кровожадностью».
А ведь и действительно — злые мы какие-то стали, с кем ни начни разговор о коррупции, только и слышишь: «Стрелять их всех надо!».
Но ведь не стреляют. Я попытался вспомнить все случаи кровожадных расправ над высокопоставленными коррупционерами, но в голову все время приходили цветущие лица Анатолия Сердюкова, его боевой подруги Евгении Васильевой, бывшего сельхозминистра Елены Скрынник и многих других фигурантов, над которыми настолько железобетонно нависла эта самая презумпция невиновности, что никакая сила ее не в состоянии сдвинуть!
А еще вспомнились скандалы с прокурорским крышеванием подпольных казино в Подмосковье, воровством на строительстве объектов для саммита АТЭС во Владивостоке, переплата втридорога за объекты сочинской Олимпиады, миллиарды исчезнувших рублей на проекте ГЛОНАСС... Звонкие вроде бы истории, но, хоть убей, ни одного приговора, ни одной внятной расправы, которая могла бы потянуть на кровожадность.
В это время участники конференции на полном серьезе рассказывали о том, что реальной борьбе с коррупцией мешает «путаница в терминах, несогласованность норм различных видов правовых актов субъектов РФ, недостатки единой методики определения основных индикаторов и показателей эффективности, чрезмерное количество декларативных мер...».
Черт его знает, может, и правда все эти недостатки серьезно тормозят борьбу с коррупцией? Или все-таки что-то другое? Хотя в былые годы у нас наверняка хромали «методики и индикаторы», а вот коррупции почему-то не было...