Нет слов

Кинообозреватель «Труда» будет счастлив, если картине дадут «Оскар»

У «Артиста», и без того собравшего множество кинонаград, еще и 10 номинаций на «Оскар». Всего на одну меньше, чем у «Хранителя времени» Мартина Скорсезе. Хотя если считать новую голливудскую премию для актеров-собак «Золотой ошейник», то фильмы на равных: терьера Угги из «Артиста» номинировали моментально и приз вчера вручили, а Скорсезе пришлось за свою актрису-ротвейлершу Блекки хлопотать. Потому что Угги — чудесный, умный, смешной, милый, необычный и много чего умеет.

Все эти эпитеты с чистой совестью можно отнести и к фильму Мишеля Хазанавичуса, который неискушенного зрителя может сперва испугать — черно-белый, немой. Но буквально через минуту этот зритель будет очарован Жаном Дюжарденом, одним из лучших на данный момент французских актеров. Дюжарден играет Джорджа Валентина, звезду голливудских немых картин, улыбчивого красавца с тонкими усиками, похожего на Дугласа Фэрбенкса. Валентин в сопровождении верного маленького песика (это Угги и есть) покоряет благодарных зрителей, совершая в кино различные подвиги — к примеру, его героя пытают током, а он кричит: «Я не буду говорить! Я не скажу ни слова!» Слова эти, конечно, не звучат, а появляются на экране в виде титров.

Но наступает 1929 год, верный режиссер Джорджа (Джон Гудмен) переходит на звук, и жизнь актера идет под откос: он пытается самостоятельно снимать немые фильмы, но на них никто не идет. Когда-то Валентин жил тем, что его любили все, купался в этой любви, искрился ею. Теперь жить он не хочет, но его по-прежнему любят три существа — слуга Клифтон (Джеймс Кромвелл), Угги и актриса Пеппи Миллер (Беренис Бежо), которые его в результате и спасут: впрочем, говорить в кино он по-прежнему не станет.

Мишель Хазанавичус, сознательно лишив себя одной из главных опор для фильма — диалогов, нашел другую. Свою собственную любовь к старому кино: и не только к режиссерам, но и к зрителям, которые удивлялись, пугались, переживали, и эти чистые чувства не надо было вытягивать с помощью особых запахов, 3D и прочих спецэффектов. Истинная любовь, по Хазанавичусу, бессловесна: песик не умеет говорить, Клифтон молча всю ночь стоит под окнами страдающего актера, Пеппи разыгрывает нежнейшую безмолвную сцену с сюртуком Джорджа, да и сам Джордж понимает, что влюблен, сыграв с Пеппи пять дублей шпионской картины — без единого слова. А в финале «Артиста», где в павильоне снимается новый фильм, покажут табличку с просьбой соблюдать тишину — чтобы не мешать искусству.