Основу экспозиции, которая называется "Парижские удовольствия", составляют афиши художника, его книжная графика, меню парижских ресторанов, к которым прикоснулась рука гения, а также знаменитая серия этюдов и зарисовок "Они", посвященная женщинам.
Какие только прозвища и характеристики не навешивали на художника. Тут "Гений уродства", "развратник", "маленький изверг" (за его карликовый рост и ужасный характер). А он был нежным сыном, обожал животных, проявлял сострадание к падшим женщинам и униженному люду, хорошо разбирался в дорогих винах, знал толк в моде и работал как вол (спал всего два часа в сутки).
Причем именно светлая сторона противоречивой натуры художника проявилась в его графических работах, с которыми можно познакомиться на выставке в Третьяковской галерее. В отличие от живописных полотен Тулуз-Лотрека, на которых, как правило, изображена изнанка буржуазной жизни - портреты проституток, сутенеров, обитателей парижского дна и тупых нуворишей, - его афиши и литографии на удивление изысканны и добропорядочны.
Впрочем, большой оригинал Тулуз-Лотрек изменил бы самому себе (что было не в его правилах), если бы вот так просто, без намека и гротеска рисовал афиши для бенефисов актрис и премьер спектаклей, для кабаре и салонов красоты. Свойственная Тулуз-Лотреку "вредность" сказывалась и здесь.
Так, на афише "Ревю Бланш", представленной на выставке, он изобразил жену своего друга красавицу Мизию (кстати, в ее жилах текла кровь русских князей), исказив при этом черты ее прелестного личика. А на вопрос возмущенной красавицы, почему он всех женщин изображает уродливыми, художник цинично ответил: "Потому что вы на самом деле уродливы". Напротив, талантливая, но страшненькая певица Иветт Гильбер на своей концертной афише изображена Тулуз-Лотреком воплощением изящества и шарма. А ведь Иветт долго не решалась доверить Тулуз-Лотреку свою афишу, опасаясь его "жестокого глаза".
Впрочем, у Тулуз-Лотрека, как в этом можно будет убедиться на выставке, были свои идеалы и кумиры. Будучи с рождения калекой, художник восхищался людьми с атлетическим сложением. Он находил их на велодромах и на ипподромах, которые были модными местами у парижской богемы. Как рассказывает куратор выставки Екатерина Селезнева, "ничто так не привлекало Тулуз-Лотрека, как вид верзилы с бицепсами, которого он считал прекрасным". Хотя, скажем прямо, афиша "Цепь Симпсона" с тремя велосипедистами на берегу моря явно уступает по колориту, изысканности линий и зрелищности афишам, на которых запечатлены актрисы, танцовщицы, кокотки.
Пожалуй, никому из художников не удавалось так аппетитно, соблазнительно и при этом утонченно нарисовать женские ножки, как это умел делать Тулуз-Лотрек. Неспроста художник перетаскивал свой мольберт из одного публичного дома в другой. Не зря он слыл "мужчиной, который лучше всех в Париже знал доступных женщин" (и это при его физическом уродстве и слабом здоровье). Правда, он всегда говорил своим подружкам: "Не обольщайтесь, для постели сойдет любое тело, а вот для искусства - нет".
Не только ради денег Тулуз-Лотрек часами уговаривал знакомых актрис дать ему заказ. Им двигало любопытство, возможность применить свою бурную фантазию. В итоге он создал свой особый художественный мир, в котором красота соседствует с уродством, радость с отчаянием, разврат с целомудрием и все это вместе кажется прекрасным...