САРАТОВСКИЙ ПРОКУРОР НЕ УСТРАИВАЛ НИ БАНДИТОВ, НИ ЧИНОВНИКОВ

В Саратове убит прокурор области 48-летний Евгений Григорьев. Преступление из разряда необычных: с прокуратурой связываться никто не хочет, а поднимать руку на прокуроров не решаются даже конченые отморозки.

Преступление произошло в среду в половине восьмого вечера, когда Евгений Григорьев возвращался с работы. Водитель довез прокурора до дома, во двор Григорьев зашел пешком. Оружия у него не было, охрана ему не полагается, территория двора тоже никем не охраняется. Киллер ждал прокурора возле подъезда. По мнению сыщиков, убийца был профессионалом: он выстрелил всего два раза: в грудь и контрольный выстрел в голову. Прохожие обнаружили тело и сообщили в милицию, сразу был объявлен план "Перехват", ограничен выезд из Саратова. Возбуждено уголовное дело по статье 317 УК - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
"Это вызов всей системе правоохранительных органов и государству в целом, - заявила вчера на брифинге замначальника Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Саратовской области Татьяна Сергеева. - В рамках расследования допрошен ряд свидетелей. В частности, есть свидетель, который слышал выстрел. По данным следствия, стрелявший был один, составляется его фоторобот".
На должности областного прокурора Евгений Григорьев проработал всего два года, до этого занимал разные должности в прокуратуре города и области. Широкую известность он получил в середине 90-х годов, когда возглавлял следственно-оперативную группу по борьбе с организованными преступными сообществами. Тогда в лагеря отправились десятки криминальных авторитетов. С этим как раз связана одна из версий убийства - освободился кто-то из посаженных Григорьевым бандитов.
С его приходом на должность прокурора области в регионе усилилась борьба с коррупцией, впервые в истории Саратовской области к большим срокам наказания был приговорен ряд чиновников-коррупционеров. Как говорил сам господин Григорьев, "только в 2006 году областная прокуратура привлекала к уголовной ответственности 25 глав муниципальных образований, их замов и депутатов различных образований". В частности, на семь лет был осужден министр сельского хозяйства Александр Несмысленов, который получил миллион рублей в качестве взятки от предпринимателя за содействие в продаже ГСМ сельхозпроизводителям Саратовской области. Осужден также бывший министр дорожного строительства Геворг Джлавян. Прошлой осенью было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего мэра Саратова Юрия Аксененко по статье о превышении должностных полномочий. Следствие считает, что он незаконно выделял земельные участки своим родственникам и различным коммерческим структурам. Впрочем, участники оперативно-следственной группы считают, что чиновники вряд ли стали бы сводить счеты с прокурором таким образом.
Незадолго до убийства Евгения Григорьева в одном из районных судов Саратова завершился необычный судебный процесс. Был осужден Евгений Русаков - гражданин, который пытался получить от саратовских предпринимателей полтора миллиона долларов за снятие с должности Евгения Григорьева. Он представлялся посредником и говорил, что эти деньги передаст в Генпрокуратуру "тем, от кого зависит решение этого вопроса". Суд расценил это как мошенничество. Но само дело имело широкий резонанс в Саратове: прокурор многих не устраивал, у него было много недоброжелателей.
Заместитель руководителя следственного управления Татьяна Сергеева заявила, что работники областного следственного управления сделают все возможное, чтобы преступление было раскрыто. Сейчас отрабатывается несколько версий происшедшего, основная - заказное убийство в связи со служебной деятельностью.
У погибшего остались жена, тоже бывший работник правоохранительных органов, и взрослая дочь.
"За эти два года Евгений Григорьев сделал очень много для того, чтобы рядовой гражданин был уверен: его права и интересы будут защищены. Не смог защитить только себя", - сказала "Труду" старший помощник прокурора Нина Геллерт.
ПРОКУРОРЫ И СУДЬИ ПОД ПРИЦЕЛОМ
25 июля 2000 года. В Ханты-Мансийске в подъезде собственного дома был убит прокурор ХМАО Юрий Бедерин. В июне 2001 года Генпрокуратура завершила следствие. Заказчиком убийства оказался начальник КРУ Минфина по ХМАО Юрий Чекин. Исполнителями были трое сотрудников одного из частных охранных предприятий.
6 ноября 2004 года. В Кемерово убиты федеральный судья Ольга Богданова и ее отец. Их тела нашли в квартире с ножевыми ранениями и следами удушения. В декабре 2007 года организатора убийства приговорили к пожизненному заключению. Он и двое его подельников проникли к судье с целью ограбления.
8 августа 2006 года. В Дагестане убит прокурор города Буйнакска Битар Битаров. Его служебная "Волга" взлетела на воздух, когда он направлялся на работу. Убийцы до сих пор не найдены.
11 декабря 2007 года. В Махачкале в подъезде своего дома убит судья Верховного суда Дагестана Курбан Пашаев. Он вел ряд громких дел, в том числе председательствовал на процессе по взрыву жилого дома в Буйнакске 4 сентября 1999 года.