БТР И КАФЕ "САЛАНГ"
В октябре 2004 года на трассе встал БТР-70. Три года председатель районной организации воинов-интернационалистов Сергей Мартынов добивался, чтобы здесь появился такой памятник. Он прошел штаб Северо-Кавказского военного округа, Госдуму, прочие ведомства. И, наконец, пригнал-таки бронетранспортер в родную станицу Тацинскую Ростовской области. Здесь же он построил кафе "Саланг" - по названию легендарного перевала в Афганистане, чтобы путники могли перекусить и отдохнуть.
Недавно начал выпускать и одноименную газету для 528 местных ветеранов Афгана - две страницы размера писчей бумаги, где отмечаются дни рождения и грустные даты гибели ребят, печатаются важные новости, советы юриста, выдержки из законов. А сейчас на территории мемориала Сергей Петрович с ветеранами Афгана и Чечни сообща возводят часовню в честь Святого Георгия Победоносца. Это будет память о ребятах, отдавших свои жизни на чужбине. В том числе и об армейском друге Мартынова - астраханце Василии Григорьеве, не вернувшемся из-за перевалов (на фото).
НЕКОГДА ЖЕНИТЬСЯ...
О том, что Василия больше нет, Мартынову рассказал знакомый офицер, когда сам Сергей находился между жизнью и смертью в ташкентском госпитале. Друг был в десантном отсеке БМП, ночью наскочившей на фугас у самого Кабула. Василий сгорел заживо. Сергею повезло больше - после взрыва на фугасе в провинции Кундуз он выжил. Выкарабкался, несмотря на тяжелейшую травму позвоночника, отбитые внутренние органы, гангрену ноги, приведшую к ампутации. Другую ногу парализовало. Ему сделали множество операций, а потом как безнадежного перевели в Одессу, где его прооперировал замечательный нейрохирург Ильчан Асадулин. Рядом с Сергеем всегда находился старший брат Виктор.
- Виктор на меня всю свою жизнь положил! - вздыхает Сергей Мартынов.
Старшему брату - 47 лет, Сергею - 40. Оба так пока и не создали семьи.
- Если уж заводить семью, то нужно, чтобы супруга и дети ни в чем не нуждались, - говорит Сергей. - Почему я должен обрекать женщину на жизнь с инвалидом-колясочником? Да и некогда мне жениться - занимаюсь бизнесом, строим часовню, помогаем родителям погибших и ветеранам. Вот недавно администрация выделила нам, наконец, офис. Теперь есть где собраться, помянуть павших, а только в январе была годовщина гибели троих ребят, начал вести прием юрист. В феврале отправляем родителей погибших и ветеранов в санаторий "Русь" в Подмосковое.
ЖАЛЕТЬ - ЗНАЧИТ ПРЕДАТЬ
Застать дома Мартынова практически невозможно. Если во дворе стоит его инвалидная коляска, значит, уехал на "девятке" в район, в Ростов-на-Дону или даже Москву.
Трудно бывшему спортсмену мириться с беспомощностью. В школе Мартынов был кандидатом в мастера спорта по зимнему троеборью, имел разряд по легкой атлетике, прыгал с парашютом. В армии попал в разведроту. В Афган согласился идти не раздумывая. Сергей Петрович считал, что нашей Родине реально угрожает опасность. До сих пор его никто не переубедит, что советские войска находились в этой стране зря. Злится, когда солдат называют оккупантами.
- Чем сейчас занимается население Афганистана? Выращивает мак и поставляет наркотики в Россию. Наше правительство должно быть заинтересовано, чтобы в этой стране был порядок. Я верю: настанет время, и я снова приеду в Афганистан - не воевать, а торговать и строить, - говорит Мартынов.
- Когда-нибудь жалели о своем решении отправиться на ту войну?
- Жалеть - значит предать товарищей! Мне за многое стыдно: например, что не удается помочь всем родителям погибших, ветеранам, - сетует "главный" афганец Тацинки. - Два года назад отменили все налоговые льготы для инвалидов и ветеранов Афгана, лишили права на получение "Оки". Многие инвалиды-колясочники нуждаются в постоянном уходе, а у нас по указу президента за это платят всего 120-500 рублей в месяц, и то в случае, если тот, кто ухаживает, нигде больше не работает.
Одна из последних радостей Мартынова - Национальный военный фонд выделил 25 тысяч рублей для инвалида Чечни Александра Власова. С чеченской войны Саша пришел на своих ногах, но буквально через месяц вступился за женщину, на которую напали бандиты. Парень получил удар ножом в спину, лезвие задело позвоночник... С тех пор почти семь лет Власов перемещается на каталке. Живет он в маленьком флигеле без всяких удобств, пенсии даже на уголь не хватает. Решил заняться небольшим бизнесом - торгует на рынке сигаретами. Саня - круглый сирота, и остается только удивляться, как он выживает. Сам он давно мечтает об операции: а вдруг наступит улучшение?
ВОПРЕКИ СУДЬБЕ
Вернувшись в родную станицу инвалидом, Мартынов сначала очень злился на судьбу, приковавшую его, молодого парня, к коляске. Наперекор злодейке начал тягать штангу, подтягиваться и отжиматься, соорудил дома турник и брусья. Организовал военно-спортивный клуб "Каскад" для воинов-интернационалистов, который, правда, в перестроечное время пришлось закрыть.
В 25 лет Сергей покрестился. А еще он решил получить профессию историка: поступил в Ростовский педуниверситет. Думал, будет в школе преподавать. Рассуждал, что на каталке он как-нибудь сможет в класс заехать. Но главная для него история - война в Афганистане, и он делает все, чтобы нынешние школьники знали правду о ней. Мартынов - большой авторитет для школьников и пэтэушников района и даже области. Ребята регулярно приезжают к мемориалу БТР, возлагают цветы, убирают мусор, сажают деревья.
- А недавно случилось чудо, - улыбается Сергей Петрович. - Долгое время стояла ужасная погода, но в день, когда нам привезли 150 саженцев сосны, небо неожиданно прояснилось, и ребята успели все высадить. Еще одно чудо произошло буквально вчера: приобрели для будущей часовни икону Георгия Победоносца. И тут к вечеру заехал один крупный предприниматель, который обещал помочь со строительством. Очень надеемся, что и в самом деле поможет.
Чтобы посмотреть на мартыновский мемориал, в Тацинскую едут афганцы со всей России, недавно были гости из Перми. Однажды сюда забрели паломники из Екатеринбурга: они направлялись в азовский храм приложиться к святой иконе. Сергей Петрович пригласил их в свой "Саланг" отдохнуть и подкрепиться, показал мемориал. К сожалению, на месте часовни пока только фундамент и крест.
Сергей Мартынов надеется на содействие Фонда Андрея Первозванного в Москве, будет рад любой помощи. Он уверен: рано или поздно на трассе поднимется купол с крестом.