ДРОЖИТЕ, ЗАЙЦЫ!

Когда пять лет назад в Зеленограде пустили первый автобус, оснащенный турникетами, количество пассажиров, пользующихся этим маршрутом, резко сократилось. Остались верны "турникетному" автобусу в основном льготники. Однако все движется, все меняется. До конца апреля все трамваи, троллейбусы и автобусы в столице должны быть оборудованы турникетами. Вне действия системы окажутся лишь пригородные маршруты. Выбора не остается: либо покупать билет, либо ходить пешком.

Борьба с "зайцами" с помощью "электронного кондуктора" уже сегодня, когда турникетами оснащена только половина маршрутов, принесла свои плоды. По данным Мосгортранса, в 2005 году ежемесячная выручка на наземном транспорте выросла в 1,4 раза, а количество проданных билетов - в 1,6 раза. Доходы идут на установку новых турникетов (кстати, стоимость турникета в Мосгортрансе скрывают, но, по некоторым данным, оборудование одного автобуса обходится примерно в 7 тыс. долларов).
Но это та сторона медали, которая видна только чиновникам. Рядовые пассажиры смотрят на турникеты немного иначе. Внедряя на московской земле новшество, подсмотренное на Западе, власти, видимо, проигнорировали одну весьма существенную деталь. Там, у них, на одном квадратном метре автобусной площади едут 2 пассажира, в Москве же - 5-7, а в часы пик еще больше. В некоторых районах столицы люди вынуждены буквально штурмовать автобусы и троллейбусы. Конечно, можно во всем винить самих пассажиров, которые, несмотря ни на что, предпочитают покупать билет у водителей, создавая при этом толчею в проходе. Транспортники считают, что от продажи билетов водителей надо освобождать, но пока что-то не получается.
- К "пробкам", которые образуются сегодня при посадке в наземный транспорт, нужен комплексный подход, - говорит руководитель пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Ольга Терно. - Важно знакомить население с работой турникетов еще до того, как люди окажутся с ними "лицом к лицу". Хорошие плоды принесло обучение учителей, детей и их родителей по специально разработанной для школ программе. Охваченными оказались 182 школы и 21 000 учащихся.
Большинство пенсионеров для проезда используют социальную карту москвича. Однако в столице немало льготников, которым эта самая карта не положена. Например, народным дружинникам, за которыми сохранен бесплатный проезд. Получается, что уже весной они не смогут попасть в автобус, троллейбус или трамвай. В Мосгортрансе об этой проблеме знают. А вот как решить ее - пока нет.
Кроме того, в самых загруженных общественным транспортом районах нужно в корне менять схему движения. В Солнцеве, Бутове и других новых районах широкие улицы. В старых же хватает узких проездов с плотным движением. Остановить его ничего не стоит, если надолго встанет автобус с турникетом.
Частичное решение проблемы транспортники видят в строительстве посадочных павильонов. Первый такой терминал открыт у станции метро "Калужская". Линия контроля билетов находится на тротуаре, пройдя ее, пассажир может зайти в автобус через любую дверь. В ближайшие два года в городе должно появиться еще восемь таких павильонов.