ИХ ЗВАЛИ "НОЧНЫМИ ВЕДЬМАМИ"

- С виду стрекоза, а в бою - львица, - с такими словами командир дивизии вручил штурману полка ночных бомбардировщиков Оле Голубевой орден Славы после того, как ей удалось разбомбить стратегически важный немецкий склад с горючим. Про похвалу комдива рассказала фронтовая газета. И прозвище "Cтрекоза" пристало к девушке, которая на него обижалась до слез.

До войны Оля собиралась стать актрисой, училась в институте кинематографии. В 1941 году подружка Лида Лаврентьева подбила ее поступить медсестрой в санитарный эшелон. Но начальник поезда девчонок "хватал за коленки", и подруги, прослышав, что знаменитая Марина Раскова формирует в Саратове женские авиационные полки, подались туда. Военными летчиками и штурманами становились вчерашние выпускницы аэроклубов, а Лелю взяли в полк ночных бомбардировщиков... электриком. Только к 1943 году она выучилась на штурмана. До конца войны совершила 500 боевых вылетов, сбросила на фашистские позиции почти 180 тонн бомб.
Женский полк ночных бомбардировщиков немцы прозвали "ночными ведьмами". Тихоходные самолеты ПО-2, низко пролетая над вражескими позициями, наносили немцам большой урон своими бомбовыми ударами. Зато и немецкие истребители устраивали на эти плохо защищенные машины свирепую охоту.
А девушки-летчицы больше смерти боялись попасть к немцам в плен.
Актрисой Ольга Голубева не стала, зато много лет спустя после войны опубликовала несколько книг о подругах-однополчанах.
- Ольга Тимофеевна, почему после войны не вернулись в институт кинематографии?
- После войны нам с подругами было очень трудно расставаться, ведь стали друг другу ближе родных. Вшестером поступили в военный институт иностранных языков. Потом я служила переводчицей во втором управлении, в военной разведке, в ГРУ. В 60-е годы демобилизовалась и много лет проработала лектором в обществе "Знание". Кстати, эта профессия сродни актерской.
- Еще во время войны ваш женский полк ночных бомбардировщиков стал легендой.
- Это действительно так. Позже мне много раз приходилось встречаться с фронтовиками, которые уверяли, что воевали рядом с нами. Начинаешь разбираться, нашей части на этом фронте не было. А слухи про женщин-летчиц, которые вроде бы воюют совсем рядом, ходили. Может, нашим мужчинам так было легче воевать?
- Название "ночные ведьмы" придумали немцы?
- Одно время по соседству с нашим полком располагался аэродром эскадрильи "Нормандия - Неман", и французские летчики называли нас иначе - "ночные колдуньи". Однажды после войны в Германии ко мне подошел пожилой человек, который сказал: "Здравствуйте, фрау "ночная ведьма". Оказалось, воевал против нас. Он рассказывал, что немецким солдатам казалось, будто ночной бомбардировщик может обнаружить их даже по огоньку папиросы. На самом деле такого, конечно, не было. Сначала мы бомбили недалеко от линии фронта, а потом летали все дальше и дальше в немецкий тыл. Как-то сделали за ночь 15 боевых вылетов. Потом выяснилось, что это было в честь дня рождения Сталина, а мы и не знали.
Один американский журналист, он потом написал книгу про наш полк ночных бомбардировщиков, все надоедал мне: мол, расскажите, как комиссары гнали вас в бой. Ну я ему и задала! Мы же были молоды, хотели сражаться, защищать Родину.
Помню, особые задания выполняли на Керченском полуострове в 1943 году: доставляли нашему десанту продовольствие и боеприпасы. Нелегко было сбросить груз точно на маленький пятачок, который обороняли десантники. Но потом мы приноровились, даже успевали еще крикнуть нашим морячкам: "Не дрейфь, полундра!"
- Ночные бомбардировщики ПО-2 - самолеты "из фанеры и перкаля". Они дожили до наших дней?
- Один ПО-2 находится в США, а еще один у нас в музее военно-воздушной академии в Монино. Этот самолет участвовал в съемках фильма "В небе ночные ведьмы". По сюжету фильма было нужно, чтобы бомбардировщик попал в луч прожектора. Но летчик наотрез отказался. Прожектор может ослепить экипаж, и он потеряет ориентировку в воздухе. Это действительно страшно. Но нам во время войны приходилось бывать в ситуациях, когда самолет брали в клещи несколько прожекторов, да еще стреляли зенитки!
Режиссер этого фильма - наша однополчанка, Герой Советского Союза Женя Жигуленко собрала огромный фото- и киноархив документальных материалов. Когда она заболела раком крови, к ней обратились американцы, предложили передать архив им за организацию лечения в США. Но Женя отказалась, она верила, что эти материалы понадобятся здесь, в России. Архив был передан музею на Поклонной горе. Представьте нашу обиду, когда несколько лет назад мы побывали в музее и не увидели этих материалов в экспозиции. Нам сказали, что все хранится в фондах...
А квартиру Женя Жигуленко завещала племяннице своей боевой подруги Мери Авидзба из Абхазии. Но, увы, выяснилось, что племянницу нельзя прописать в Москве. В итоге, чтобы прописаться, пришлось этой женщине вступать в фиктивный брак.
- Как после войны складывались судьбы других ваших однополчанок?
- Ирина Дрягина - ученый-ботаник, доктор наук. Выращивала новые сорта цветов и называла их именами погибших подруг: так появился ирис Марина Раскова, гладиолус Женя Рудина. Вера Тихомирова летала после войны на транспортных самолетах. Кто-то стал учителем, инженером. У многих моих однополчанок не сложилась личная жизнь. Все они были сильными женщинами, а мужчины редко терпят рядом таких подруг.
- Несколько лет назад многих потрясло разбойное нападение на квартиру летчицы Героя Советского Союза Евдокии Никулиной в Ростове-на-Дону.
- Этим негодяям были нужны награды. Дину, так мы ее звали, тяжело ранили. Я потом ездила, навещала ее в больнице. Мне кажется, она просто не захотела жить больше в мире, который оказался таким безнравственным.
- Когда у вас появился замысел рассказать о фронтовых подругах, об истории женского полка ночных бомбардировщиков?
- Первую свою книгу "Звезды на погонах" я написала в больничной палате. Во время войны при падении самолета повредила позвоночник, и вот через годы эта травма дала о себе знать. Литературная работа помогла мне преодолеть болезнь. А последняя книжка, которая только что вышла, - для детей. Так получилось, что когда мои внуки, а их у меня трое, были маленькими, я часто рассказывала им о войне. Эти рассказы и легли в основу книги.