"БОЛЬНОГО" БУДУТ ЛЕЧИТЬ

Два дня на выездном расширенном заседании коллегии Госстроя в Омске чиновники, депутаты, специалисты ломали головы над вопросом, который напрямую затрагивает интересы всех жителей страны: что делать с российским жилищно-коммунальным хозяйством?

Система ЖКХ сегодня напоминает тяжеленный чемодан без ручки: тащить невозможно, а бросить нельзя, поскольку там лежат жизненно необходимые вещи. Выход один - пришивать ручку, то есть приступить бы наконец к реальному реформированию отрасли, то есть - к созданию в ней живой конкурентной среды. Однако от словосочетания "реформа ЖКХ" большинство наших граждан уже кидает в дрожь. По вполне понятным причинам: реальные преобразования пока наблюдались только в сфере тарифов - растут, проклятые, как на дрожжах.
Однако на совещании в Омске выяснилось, что реформа ЖКХ - это совсем не то, что мы до сих пор видели. Сразу несколько участников заседания из регионов, не сговариваясь, предложили одинаковую формулу ее содержания: снижение затрат на обслуживание одного квадратного метра жилья и повышение качества предоставляемых населению услуг. Любопытно, что противников у данного подхода не нашлось ни одного.
А из этой формулы вытекает важный вывод. Поскольку снижения издержек и уж тем более повышения качества услуг не наблюдается, значит, к реформе мы еще не приступали. Такой же, по сути, вывод в своем достаточно жестком выступлении сделал и председатель Госстроя Н. Кошман.
Картину Николай Павлович нарисовал невеселую. И без того тяжкое положение российского коммунального хозяйства продолжает ухудшаться. Зима еще не закончилась, а в стране случилось 75 крупных аварий - это почти на 20 процентов больше, нежели в прошлом сезоне. Десятки тысяч людей оказались перед угрозой вымерзания. О более мелких ЧП и говорить нечего - они вообще счету не поддаются.
Есть вещи, которые вообще ни в какие ворота не лезут. Например, председатель Госстроя обнародовал такой факт: город Воронеж уже пять лет пьет техническую воду. И не он один! Откуда же у людей здоровье возьмется? А, скажем, жители Алтая потребляют едва ли не меньше всех воды в мире - по 53 литра в сутки на человека (в среднем по России выходит около 250). Разумеется, не потому, что здесь используются какие-то суперсовременные технологии, - воды просто нет.
Первая задача, которую ставит перед собой Госстрой, - проведение полной инвентаризации состояния коммунального хозяйства. Как выяснилось, реального положения дел в отрасли сегодня не знает никто. О какой реформе в такой ситуации может идти речь? Николай Кошман на решение этой задачи отвел два месяца.
После чего правительство намерено немедленно приступить к финансовому оздоровлению системы ЖКХ. Положение здесь просто аховое. Стремительный рост тарифов никак не улучшил состояние "больного". Наоборот, хуже стало. Долги "коммуналки" достигли астрономической суммы - 270 миллиардов рублей. А увеличение стоимости услуг привело не к росту доходов в отрасли, а к накоплению задолженности потребителей. Практика показала, что, когда цифры в платежных квитанциях превышают определенный порог, население вообще перестает платить.
Результат политики оздоровления финансов посредством увеличения тарифов - фактическое банкротство отрасли. Участники заседания были единодушны: все разговоры о реформе ЖКХ без освобождения системы от тяжкого бремени долгов - чистой воды профанация. В долговую яму деньги никогда не пойдут. О том, каким конкретно образом будут разгребаться авгиевы конюшни, на заседании коллегии речи не шло, однако Николай Кошман заявил, что эту работу предстоит провести в ближайшие несколько месяцев.
Надо прежде всего навести законодательный порядок во взаимоотношениях различных органов власти - федерального центра, субъектов Федерации и муниципалитетов. Грубо говоря, поделить деньги, полномочия и ответственность. Сегодня главы местного самоуправления сплошь и рядом за все отвечают, тогда как средства находятся в руках губернаторов. В результате и без того скудные финансовые ручейки до коммунальных предприятий просто не доходят. Ни в одном, даже самом богатом регионе сегодня полностью не возмещаются предоставляемые населению льготы и субсидии.
А в этом вопросе, похоже, федеральные власти намерены совершить настоящую революцию. Уже сейчас в ряде областей начался эксперимент, когда деньги направляются не в местные бюджеты, не коммунальным предприятиям, а на индивидуальные счета социально незащищенных граждан, которые сами рассчитываются с поставщиками услуг. По сути, речь идет о введении важнейшего элемента рыночной экономики в системе ЖКХ - потребитель вступает в прямые отношения с поставщиком и платит полновесным рублем не просто за то, что ПЖРЭУ, например, существует на белом свете, а за реально оказанные услуги.
Правда, тут есть одно "но". При таком подходе льгот, не обеспеченных живыми деньгами, не должно быть вовсе. А у нас в стране те или иные льготы по оплате жилья имеют 85 миллионов человек! Ясно, что правительство предпримет все усилия, чтобы их стало как можно меньше...
И вот после того как будет решена долговая проблема, после того как финансовые потоки станут прозрачными, планируются шаги по полной адаптации "коммуналки" к системе рыночных отношений.
Заседание коллегии показало, что крупицы передового опыта по этой части накоплены уже во многих регионах. В Белгородской области, например, 65 процентов домов управляются товариществами по обслуживанию жилья, которые эффективно контролируют качество и количество предоставленных услуг. В Омской области за последние пять лет проложено 2 тысячи километров газопроводов. Природный газ пришел в 100 с лишним тысяч квартир и жилых домов омичей, на нем работают без малого 250 котельных. По признанию губернатора Л. Полежаева, если бы не газификация, Омскую область уже сегодня можно было бы считать банкротом - только затраты на мазут и уголь разорили бы регион полностью.
Разработана в Омске и целевая программа энергоресурсосбережения, в рамках которой активно ведется техническое перевооружение коммунальных объектов. Закрываются нерентабельные котельные, вместо которых вводятся современные установки. Широкое распространение получили мини-котельные. В результате на 210 километров сократилась протяженность тепловых сетей, что позволило снизить потребность в топливе, уменьшить потери тепла, сократить затраты на ремонт.
Программа ресурсосбережения уже дала областному бюджету экономию в 250 миллионов рублей только за предыдущий отопительный период. Кроме того, она позволила загрузить производством сотен видов нового, высокотехнологичного оборудования простаивающие оборонные заводы, а это, в свою очередь, и новые рабочие места, и пополнение налоговыми отчислениями местной казны.
Вопрос теперь заключается в том, чтобы опыт этот обобщить, выработать единую государственную политику в сфере ЖКХ и подвести под нее законодательную базу. Сегодня она крайне слаба, несовершенна и, по сути, является тормозом для проведения реформ.