КУДА ТЕЧЕТ АЛКОГОЛЬНЫЙ ПОТОК?

Более половины линий розлива алкогольной продукции в России до сих пор не оснащено приборами эффективного контроля за их работой. На них по-прежнему установлены вопреки требованиям законодательства примитивные счетчики, определяющие лишь количество произведенной жидкости, независимо от содержания в ней алкоголя. В результате в условиях, когда правительство, региональные власти не в состоянии обеспечить выплату повышенной зарплаты бюджетникам, миллиарды рублей, благополучно минуя государственный карман, уходят "налево".

"Труд" уже обращался к этой острейшей теме. Напомним: в публикации от 23 марта 2001 года "Как измерить алкогольный поток" говорилось о том, что алкогольный рынок страны не защищен от неучтенной продукции, не говоря уже о нелегальном ее производстве. А ведь общеизвестно, что у нас испокон веков государственная казна во многом наполнялась за счет производства водки и аналогичной продукции. В Советском Союзе, например, ликеро-водочная отрасль составляла до 30 процентов бюджета, теперь - чуть более пяти. После отмены монополии государства на производство алкогольной продукции предприятия отрасли всеми правдами и неправдами стремятся избежать объективного учета. Ни для кого не секрет, что на многих из них бал правит криминал.
На сегодняшний день общая картина такова. Из официально действующих и имеющих соответствующие лицензии 1700 линий розлива измерительные приборы учета "крепости" напитков установлены лишь на 850. Иными словами, каждый второй алкогольный ручеек (а все вместе они образуют огромные реки), по сути, бесконтролен. И тщетно бьются налоговые инспектора на местах, пытаясь выполнить строгие предписания свыше, потому что последние зачастую носят спонтанный, противоречивый характер.
Судите сами. Пока еще никто не отменял Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции", принятого в 1996 году, и соответствующего указа президента. Согласно этим и другим принятым позднее правовым актам и распоряжениям МНС, все линии розлива давно уже должны быть оснащены системами учета, обеспечивающими определение объема и концентрации алкоголя в производимой продукции. Однако этого не произошло. Почему?
Передо мной официальный документ - письмо заместителя министра по антимонопольной политике Бориса Короля, адресованное руководителям подведомственных служб в субъектах Федерации, датированное 3 ноября минувшего года. В нем говорится, что налоговые органы многих регионов "не принимают мер к нарушителям действующего законодательства" при производстве алкогольной продукции. И далее сообщается: "По состоянию на 15.09.2001 г. средствами учета не оснащены линии розлива большей части производителей в республиках Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкария, Дагестан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Тыва, в Омской, Амурской, Ростовской, Томской, Челябинской областях, в Краснодарском крае..." А из республик Башкортостан, Дагестан и Мордовия, а также из Калужской, Мурманской, Омской и Свердловской областей затребованная МНС информация вообще не поступила.
Далее в письме замминистра обязывает своих подчиненных "незамедлительно принять меры по исправлению создавшейся ситуации". А это означает, что не оборудованные приборами учета линии розлива должны быть остановлены и опечатаны, а действие лицензий приостановлено. Еще более конкретные указания на этот счет содержатся в письме МНС от 22 ноября.
Казалось бы, все предельно ясно: мытарям государевым остается лишь засучить рукава. И они попытались это сделать. На заводы - производители приборов учета обрушился шквал заказов. Но тут появляется нечто новое, вернув все на круги своя. В конце минувшего года Законодательное собрание Краснодарского края направляет на рассмотрение Государственной Думы РФ законодательную инициативу о внесении поправок к Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" в части, относящейся к линиям розлива вина. И тотчас Комитет Госдумы по экономическому развитию и предпринимательству, возглавляемый Сергеем Глазьевым, постановляет (решение N62 от 21.12.2001 г.) отложить на три месяца рассмотрение этого вопроса "в части оснащения счетчиками алкогольной продукции линий розлива вина до проведения натуральных испытаний по рекомендованным МНС к установке на линии розлива алкоголя измерительными приборами на предприятиях винодельческой отрасли". Фактически эта рекомендация приостанавливает действие федерального закона.
Какие еще нужны испытания, если более 700 приборов эксплуатируются, причем без существенных замечаний, уже в течение года? Думский комитет просит три месяца для корректировки закона, который уже прошел первое чтение, но в график летней сессии второе чтение его даже не включено.
По данным информационного агентства "РосАлкоголь", наибольший рост в 2001 году отмечен в винодельческой отрасли, причем производство натуральных вин увеличилось на 20-22 процента. В среднем на 22 процента возросло и производство плодовых и игристых вин. Именно на линии, где производится розлив подобной продукции, и распространяется инициатива думцев.
Подчеркнем, что такая инициатива исходит именно из Краснодарского края, который до сих пор просто---напросто игнорирует требования и МНС, и федерального законодательства. По данным на 4 января, здесь из 134 официально действующих линий розлива алкогольных напитков полноценными приборами учета были оборудованы лишь 26. Учитывая, что подлинными хозяевами многих винзаводов на Кубани (и это общеизвестно) являются столичные предприниматели, нетрудно догадаться, откуда ветер дует...
Что же касается упомянутого комитета Госдумы, то он, о чем уже писалось,почему-то постарался задержать установку более совершенных измерительных систем на линиях розлива, в том числе и крепких напитков, усомнившись, в частности, в качестве приборов, хотя на сей счет имелось положительное заключение экспертного совета Госстандарта России. И вот теперь думский комитет снова настаивает на своей позиции, хотя, чтобы убедиться в эффективности эксплуатации приборов, далеко ходить не надо -достаточно посетить любой завод, где таковые эксплуатируются уже не первый год. Претензий к ним нет ни у производителей, ни у налоговиков. Не идут...
Не потому ли, что разработанные отечественными предприятиями приборы ставят надежную преграду на пути "левого" производства "крепленых" и других подобных им вин, в том числе так называемых оригинальных, в состав которых входят три ингредиента: спирт, вода и вкусовые или ароматические добавки? На оборудованных такими системами учета линиях невозможно под видом благородных, получаемых в процессе брожения виноградных вин качать, к примеру, джин с тоником, другие спиртсодержащие напитки, а то и водку, тем более что с виноградным сырьем у нас, как известно, напряженка. В итоге возникает пересортица, позволяющая манипулировать ценами.
Кстати, о качестве приборов. Еще в апреле 2000 года правительством России был объявлен тендер на оснащение ликеро-водочных заводов системами контроля спиртсодержащих смесей с учетом их крепости. В составе межведомственной конкурсной комиссии были эксперты Госналогслужбы, Минэкономразвития, Минсельхоза, ВНИИ метрологической службы Госстандарта России. Все рекомендованные к производству измерительные системы прошли опытную эксплуатацию на предприятиях отрасли. Заключение производителей и налоговиков было единодушным: приборы полностью оправдали себя. И это неудивительно, потому что в тендере в рамках конверсии участвовали в основном предприятия "оборонки" с их высочайшим научным, техническим и кадровым потенциалом. Более того, системы учета постоянно совершенствуются. В частности, на них теперь устанавливаются так называемые отсечные клапаны. И если раньше российские Кулибины могли, отключив энергопитание приборов, спокойно продолжать розлив любого напитка, теперь в подобном случае линия перекрывается автоматически, а доступ к ней имеет только налоговый инспектор.
Так или иначе отсутствие современных приборов учета на доброй половине линий розлива - это, по сути, широко открытые ворота для теневого бизнеса. Не пора ли их закрыть?
Собственно, так и поступают в большинстве центральных регионов, Дальнего Востока - всюду, где повели решительную борьбу с неучтенным алкогольным потоком, где, опираясь на существующую законодательную базу, наладили строгий учет спиртсодержащей продукции.
И в том, что в минувшем году акцизные сборы за счет реализации винно-водочных изделий в целом по стране возросли на 22,4 процента, немалая заслуга объективного приборного учета. При этом надо иметь в виду, что в южных республиках, в Ставропольском и Краснодарском краях, где сконцентрирована почти четверть общероссийских мощностей по производству алкогольной продукции, работа по установке новых измерительных приборов практически не велась. Алкогольный поток здесь по-прежнему тек туда, куда его направляли хозяева и руководители предприятий. В любом случае - мимо государственной казны.
Выпуск измерительных систем для предприятий винодельческой отрасли, отвечающих всем современным требованиям, уже поставлен на поток. И именно в это время началась новая кампания, дискредитирующая саму идею полного учета алкогольной продукции в зависимости от содержания в ней спирта. И, как видим, далеко не последнюю роль в ней играет думский комитет. Хотя, казалось бы, кому, как не ему, отстаивать государственные интересы.
Руководители предприятий-производителей снова теряются в догадках: как быть дальше? С одной стороны - указания МНС, с другой - еще одна инициатива думцев... Так стоит ли, хотя этого и требует федеральное законодательство, приобретать дорогостоящие в общем-то приборы, если без них можно будет обойтись? Может, лучше подождать, чем завершится эта история?
Судя по всему, кому-то по-прежнему выгодно затянуть, насколько это возможно, важнейшую работу по организации четкого и объективного учета алкогольной продукции. Работу, позволяющую без каких-либо затрат со стороны государства резко увеличить наполнение бюджетов всех уровней за счет средств, которые пока находятся в теневом обороте. По данным МНС, государственная казна из-за нелегального оборота алкоголя ежегодно недосчитывает примерно 20 миллиардов рублей. Значительная часть этой суммы "утекла" с официально зарегистрированных, имеющих лицензии на производство винно-водочных изделий предприятий. А в чей карман - можно только гадать.