После "черного августа" часть банков "лежит и не дышит", но некоторые все же активно борются за выживание. К ним относится, например, МЕНАТЕП. Это могут подтвердить его вкладчики, которые получают свои средства в полном объеме. Выплаты начались в сентябре (через год после остановки платежей) и идут сейчас уже в тридцати регионах России.
Казалось бы, чего же еще желать? Не всем, однако, такая ситуация по душе...
Процесс банкротства кредитных учреждений в России организован, мягко говоря, не самым логичным образом - и здесь мы пошли самобытным путем. Процедуру банкротства практически единолично осуществляет конкурсный управляющий. Он собирает активы банка (кредиты, ценные бумаги, здания), продает их, а деньги раздает кредиторам. При этом сам вознаграждение получает не за результат, а за процесс...
Цель - ничто, движение - все: чем дольше длится процедура банкротства, тем весомее вознаграждение управляющего и его команды. Похоже, главный смысл такой работы - как можно больше активов банка-жертвы перевести на счета никому не известных антикризисных центров. Что происходит с этими деньгами дальше - ведомо лишь избранным. Окончание процедуры банкротства одновременно означает конец сладкой жизни: ни тебе далеко не бедной зарплаты, ни загранкомандировок, ни административных расходов. Что же касается эффективности процедуры, удовлетворения интересов кредиторов и вкладчиков, то это никого не волнует, поскольку никак не влияет на вознаграждение или дальнейшую карьеру управляющего.
Вот так и живем - по уши в абсурде. Представьте себе кладоискателя, который тратит десять тысяч рублей, чтобы заведомо найти тысячу. В нормальной жизни так не бывает. А вот конкурсный управляющий банка МЕНАТЕП Алексей Карманов работает именно по такой схеме. За последние девять месяцев он потратил 14 миллионов рублей, а получил всего 1,2 миллиона целковых. Те 14 миллионов господин Карманов легко отправил в некий Центр антикризисного управления. Интересно, на преодоление какого кризиса идут эти деньги, которые фактически принадлежат вкладчикам и кредиторам банка?
За те же девять месяцев А.Карманов "нашел несколько принадлежащих банку зданий, которые сейчас готовятся к продаже". Эта "сенсация" была преподнесена с гордостью за проделанную работу. Но, извините, вся принадлежащая банкам недвижимость записана на балансовых счетах. Искать ее нечего, достаточно просто уметь читать баланс. Понятно, за несколько месяцев этому научиться трудно. Поэтому есть такая немудреная мечта: банкротить банки должны все-таки люди с финансовым образованием. В нашем же случае управление банком с активами в миллиарды долларов почему-то доверено человеку, не имеющему специального образования и опыта работы в крупных банках. Почему?
Управляющий, как утверждают "знающие люди", получил лицензию на основании липовых документов. Сейчас Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству рассматривает вопрос об аннулировании лицензии арбитражного управляющего, выданной А.Карманову.
"Найденные" 1,2 миллиона рублей тоже вызывают большие вопросы. В свое время банк выдал Щелковскому металлургическому комбинату кредит в 12 миллионов рублей. Предприятие вполне платежеспособно, от возврата денег в срок не отказывалось. Тогда почему господин Карманов продал кредит всего за десять процентов от его стоимости? Каков сокровенный смысл этого шага? Даже в условиях экономической неразберихи такое "антикризисное управление", мягко говоря, поражает. Неудивительно, что переуступка кредита оспаривается сейчас в суде.
Уголовное дело в отношении него возбуждено прокуратурой Московской области. И арбитражный суд Москвы 11 января признал его действия незаконными, ущемляющими интересы кредиторов. Цепочка исков тянется и за другими персонажами, так или иначе связанными с А.Кармановым. В частности, Генпрокуратура рассматривает нынче жалобу на действия судьи Арбитражного суда Е.Шлыковой, которая в немалой степени способствовала приходу нашего героя к руководству банком.
Странно в этой связи выглядит позиция заместителя председателя ЦБ РФ В.Горюнова. Он не только не пытается остановить творящееся в банке безобразие, но и продлевает действие лицензии А.Карманова на арбитражное управление, не замечая многочисленных обоснованных жалоб и явных нарушений в его действиях.
Между тем проблемы банков вполне поддаются решению. Для этого нужны всего лишь профессионализм и элементарная порядочность. С конца сентября идет выкуп обязательств у частных клиентов. Вкладчики в Москве и в тридцати регионах России получают свои деньги в полном объеме. Выплаты организованы группой крупных акционеров банка МЕНАТЕП. Они взяли обязательство до конца нынешнего года погасить все долги, хотя и не обязаны этого делать.
Идет выкуп акций у физических лиц - акционеров банка. Выкуплено или реструктурировано более 90 процентов задолженности перед западными кредиторами. Здесь речь идет не только о деньгах, но и о попытке спасти остатки доверия к нашей стране со стороны западного бизнеса - они же смотрят, готовы ли российские партнеры отвечать по своим обязательствам даже в кризисных ситуациях. От этого будет зависеть в ближайшее время многое. В том числе и предоставление кредитов правительству России, благоприятное для нашей страны решение вопросов реструктуризации долгов со стороны Лондонского и Парижского клубов. Идут переговоры с МНС и ЦБ по реструктуризации задолженности и перед нашим бюджетом.
Но стремление вести дело по принятым в банковском мире правилам вызывает у конкурсного управляющего и его покровителей лишь удивление и непонимание.