До сих пор вокруг этого документа, его содержания, методов его разработки и принятия идет ожесточенная полемика между властью и оппозицией. Дело в том, что подготовка к предстоящим в этом году парламентским выборам и сами выборы в той или иной степени могут существенно повлиять на ситуацию в Белоруссии.
Сегодняшний вариант Избирательного кодекса не отражает ряда существенных требований оппозиции, а также рекомендации белорусским властям Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ.
Так, например, мажоритарной осталась сама избирательная система, хотя оппоненты ссылаются, как водится, на европейские страны, где она либо пропорциональная, либо смешанная, как в Германии или в России. Логика разработчиков кодекса такова: партии малочисленны, не пользуются доверием и поддержкой населения...
По мнению КНГ ОБСЕ и независимых экспертов, недостаточно обеспечены прозрачность избирательного процесса, плюралистичность формирования избирательных комиссий и возможности объективного общественного контроля за ходом голосования. При том, что некоторые рекомендации учтены, в избирательном законодательстве сохранились такие, к примеру, анахронизмы, как выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами.
Самое, пожалуй, заметное из того, что разработчики учли, - это отказ от нормы, запрещающей выдвигаться в кандидаты лицам, которые привлекались к административной ответственности через суды. Многие подобные лица - как раз оппозиционеры.
Новый Избирательный кодекс Белоруссии важен для нас еще и по другой причине. Создание Союзного государства предполагает выборы в союзный парламент уже ближайшей осенью, одновременно с собственно белорусскими выборами.
Естественный вопрос: по какому закону они пройдут, если в России и Белоруссии правила "выборной игры" будут существенно отличаться?