В возможность договориться о списании долгов Советского Союза еще до результатов президентских
В возможность договориться о списании долгов Советского Союза еще до результатов президентских выборов в России мало кто верил. Переговоры по этому вопросу велись несколько лет, а состоявшийся на прошлой неделе заключительный раунд был седьмым по счету. Однако сенсация состоялась.
В чем суть достигнутых договоренностей? Напомним, что общая сумма внешнего долга коммерческим кредиторам, входящим в Лондонский клуб, составляла 31,8 миллиарда долларов по номиналу. Теперь эта сумма уменьшена в общей сложности на 10,6 миллиарда долларов. Таким образом, в среднем долг списан на 36,5 процента. Остальную часть выигрыша мы получили за счет льготных условий обслуживания оставшейся части долга, погашение которого отсрочено на 30 лет, то есть до 2030 года. Проценты по кредиту можно будет начать выплачивать лишь через семь лет. Кроме того, удалось договориться об очень невысоких процентных ставках - ниже существующих рыночных. Так что весь совокупный полученный выигрыш составляет сумму большую, чем просто объем списанной задолженности.
Некоторые наблюдатели полагали, что России не следует форсировать переговорный процесс. Потому что летом, после окончания президентской предвыборной гонки и после изменения динамики цен на нефть в сторону понижения, легче было бы добиться более льготных условий обслуживания советского долга. Ведь не стоит забывать, что договоренности такого масштаба пересмотрены быть не могут: за их выполнение теперь отвечает не Внешэкономбанк, а Российская Федерация всеми своими активами. Тем не менее даже сторонники такой точки зрения соглашаются с тем, что более выгодных условий реструктуризации долгов СССР добиться было бы непросто.
Все восторженные слова по поводу результатов переговоров уже произнесены. Достаточно упомянуть Владимира Путина: "Я считаю, что это чрезвычайно выгодные для России условия. Мы можем искренне поздравить Министерство финансов и лично Михаила Касьянова с таким результатом". А влиятельная британская газета "Файнэншл таймс" назвала успешное завершение переговоров России с кредиторами "политическим триумфом Михаила Касьянова". Едва ли ведущий орган деловых кругов Великобритании можно заподозрить в излишней лести по отношению к первому вице-премьеру правительства России. Словом, наименее политизированная часть западного делового мира дает Касьянову карт-бланш, а вместе с этим выдает солидный кредит доверия Путину - кандидату в президенты.
Потенциальные экономические и социальные последствия достигнутого соглашения не менее впечатляют. Если бы договоренности не были достигнуты, России пришлось бы в ближайшее время ежегодно выплачивать западным кредиторам от 16 до 19 миллиардов долларов. То есть наши выплаты были бы сопоставимы с размерами федерального бюджета. В таких условиях ни о каких шансах выхода из кризиса и об экономическом росте не было бы и речи: любые позитивные подвижки были бы "проедены" обслуживанием внешнего долга. О перспективах своевременной выплаты пенсий, пособий и зарплат бюджетникам можно было бы забыть надолго. Как и о стабильном курсе рубля. Теперь же совокупные выплаты по внешним долгам не будут превышать 10-12 миллиардов долларов в год. Как остроумно заметил председатель Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин, "по крайней мере два президентских срока Владимир Путин может быть относительно спокойным за бюджет".
Почти единодушное одобрение достигнутые договоренности получили и у экспертов ведущих международных финансовых институтов. Так, Пол Маско, специалист по долговым проблемам формирующихся рынков в инвестиционной корпорации "Саломон Смит Барни", отметил, что "эта сделка дает России возможность нормализовать отношения с инвесторами и впоследствии разведать рынок, разместив на каком-то этапе новый выпуск облигаций". Иными словами, Россия и ее предприятия вскоре смогут вновь вернуться на международный рынок капиталов в качестве уважаемого партнера, а не изгоя, какими мы стали после августа 1998 года.
Достигнутые 11 февраля 2000 года договоренности ставят точку в периоде, который начался принятием драматичного решения о дефолте 17 августа 1998 года. Россия получает шанс оставить его позади и начать новый, благотворный цикл. Почти все условия для этого теперь есть.