Сегодня в кино и рекламе успешно снимается самая разнообразная живность
Маркетологи посчитали, что появление животного в рекламе какого-либо бренда привлекает внимание потребителя, способствуя росту продаж. Если же главным героем художественного фильма становится, например, собака, ленте обеспечен стопроцентный успех. И примеров тому множество. От любимого отечественного фильма «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным в главной роли до голливудской комедии «К-9: Собачья работа». В кино и рекламе сегодня успешно снимается самая разнообразная живность — от тараканов, муравьев и клещей до слонов, медведей и волков. Однако, чтобы животное на экране сыграло нужную роль, постановщикам приходится придумывать различные хитрости.
Так, опираясь на природные инстинкты, режиссеры снимали знаменитые кадры ужастиков, когда крысы, например, «поедают» человека. Для этого на артисте закрепляли куски мяса, загримированные под человеческое тело, а крысы в кадре методично «обгладывали» свою жертву. По словам профессионалов, низкоорганизованные создания (тараканы, муравьи, крысы и т. п.) с легкостью выполнят любой трюк, если правильно закрепить приманку. Например, в лирической драме Петра Тодоровского «Ретро втроем», по режиссерской задумке, требовалось, чтобы таракан пробежал через стол строго по прямой, не отвлекаясь ни на что. «Мы долго ломали голову, как этого добиться, — вспоминает руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктор Зуйков. — Было ясно, что просто приманки здесь недостаточно, поэтому нужную тропинку с обеих сторон огородили «дорожками» растительного масла. После нескольких дуб-лей, когда таракан понял, что ловить по сторонам нечего, бодренько пробежал через стол».
С высокоорганизованными характерными персонажами одной приманкой не обойтись.
Обычно постановщики для любых животных (кроме крупных, конечно) подбирают леску и закрепляют, чтобы оно не убежало. На таком «поводке» работала чайка в фильме Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова «Коктебель». По сценарию, мальчик сидит на пирсе, к нему подходит чайка, клюет хлеб, он отмахивается от нее, она его клюет, он хватает птицу за шею, а потом выпускает. Казалось бы, все просто. Но нет никаких гарантий, что птица пойдет, пусть и за хлебом, к мальчику за несколько метров. «В общем, завтра съемка, а мы все репетируем, чтобы чайка научилась ходить на шлейке, — вспоминает Виктор Зуйков. — Тем не менее со второго захода она пошла в нужном направлении». Хорошо, когда режиссер понимает, что животным необходимо время для вхождения в роль. Во всех фильмах сначала снимают людей, а на животных, если таковые задуманы в кадре, время отводится по остаточному принципу. Исключение — реклама, но здесь другая проблема: многие не понимают специ-фики животного. Скажем, идет съемка рекламы собачьего корма. Собака влетает с мороза в дом и должна остановиться перед кормом. В общем, не очень сложно. Но сделать это нужно десять дублей подряд. Потом режиссер говорит: «А теперь снимаем, как собака ест корм». Животному до этого десять раз запрещали притрагиваться к еде, понятно, что оно откажется. Для этого нужны дублеры. Вдобавок еще не каждая собака или кошка любит искусственный корм. Поэтому есть известный трюк — «сухарики» прокладывают кусочками мяса.
По словам Виктора Зуйкова, работа с животными в кадре похожа на взаимодействие с детьми. Они так же быстро устают, отвлекаются и, если им стало неинтересно, хоть на голову вставай, толку не будет. Поэтому на съемку обычно выезжают несколько дублеров: животных одной породы и схожих по окрасу, чтобы в случае чего произвести замену.
В картотеке агентств, которые предоставляют животных для съемок или различных мероприятий, несколько тысяч животных, и о каждом артисте есть дополнительная информация. К примеру, встречаются кошки, которые за обожаемую ими валерьянку покажут чудеса дрессуры. Опытным путем, когда снимали заставки для НТВ с участием животных, выяснили, что белок можно заинтересовать хлебными шариками, смоченными в растительном масле. Собаки предпочитают сосиски, печенье или сыр, а рассудительный бладхаунд Цезарь — исполнитель роли напарника героя Сергей Безрукова в сериале «Участок», — несмотря на свою флегматичность, готов был все отдать, лишь бы с ним в мячик поиграли.
Настоящих актеров, как правило, воспитывают с детства. Своего кота Кузю Виктор Зуйков нашел в продовольственном магазине около мясного отдела, где тот художественно терся о прилавок. На дрессировку ушла всего пара месяцев. За свою карьеру кот снялся в фильме Ивана Попова «Котенок», у Всеволода Шиловского «Не все кошки серы» и еще в добром десятке лент. И это при том, что кошек довольно сложно снимать: они пугливы, боятся громких звуков, резких запахов. Когда снималась реклама M&M’s, в которой Красный и Желтый гуляли среди камер, садились в лифт с Юлей Меньшовой, а в одном из моментов они натыкались на кошку. И нужно было организовать испуг кошки по всем правилам, чтобы она выгнула спину, зашипела. Непростая оказалась задача! Когда работали над испугом одной кошки, переборщили — она попросту сбежала. Пришлось доснимать с другой.
Был случай, когда мы искали черную кошку для съемок фильма «Тайный знак — 2». Когда животное на кастинг привозили на машине, сразу отбраковывали. Обращали внимание только на тех, кто приезжал с владельцами общественным транспортом. И вот приходит мужчина в спецовке, в руках полиэтиленовый пакет. Достает оттуда кошку. Оказывается, она живет в клепальном цехе на каком-то заводе и ходит с рабочими на перекур. Сейчас Аза — «заслуженная артистка», снималась у режиссера Марины Мигуновой в картине «Прощайте, доктор Фрейд!», в «Богине» Ренаты Литвиновой. Аза уже давно поменяла место жительства, все-таки ее съемочный день стоил 10-15 тысяч рублей. Кстати, гонорары у хвостатых артистов на уровне. В гонорар обычно включаются вода, еда, расходы на перевозку, иногда еще и работа агентства или постановщика сцен. Например, съемочный день слона стоит около 200 тысяч рублей, тигра — 35 тысяч, звездные собаки и кошки получают 15-20 тысяч, дебютанты — в два раза меньше, массовка — от 1 тысячи рублей. Любопытно, что кино может изменить привычки питомца. В кадре животным разрешают лежать на диванах, царапать двери, переворачивать квартиру вверх дном, что в жизни для большинства хвостатых артистов — табу. Отучить от вредных привычек потом бывает очень сложно.