Десятки тысяч горожан маялись в своих квартирах от леденящего холода, от которого не спасали ни одеяла с шубами, ни грелки. А жильцы старых домов центра Санкт-Петербурга в экстренном порядке запасались кто углем, кто дровами, реанимируя сохранившиеся исторические печи. Что за напасть свалилась на питерцев?
Пережила нежданный «ледниковый период» и корреспондент «Труда». Два дня при 20-градусном морозе за окном в доме не топили, отключили горячую воду. В какой-то момент вырубился свет — вероятно, из-за включенных всеми и сразу электрообогревателей. Звонки в аварийную службу неизменно натыкались на дежурную фразу диспетчера: «Потерпите, всем сейчас холодно».
Действительно, сложно назвать городские кварталы, которых это бедствие не коснулось. В Невском районе на улице Ивановской из-за аварии на ГУП «ТЭК СПб» в зоне отключения оказались 94 дома. Спустя сутки теплоснабжение было восстановлено, однако не во всех зданиях. Коммунальщики в спешке нарушили технологию, и после запуска теплоносителя стояки стали лопаться.
Настоящий коллапс случился на Адмиралтейской стороне. Там порядка 300 зданий как минимум на сутки оставались без тепла и воды. Пострадали жильцы в Почтамтском переулке, на улицах Шкапина, Лабутина, Псковской, Володи Ермака, на набережной Фонтанки, проспекте Римского-Корсакова.
«В квартире было так холодно, что не помогали ни обогреватели, ни грелки, — рассказала корреспонденту «Труда» Ольга Плешакова, новосел с улицы Шкапина. — Мы вынуждены были переехать к друзьям в отдаленный от центра Приморский район. Только успели согреться, как и у них отключили батареи. Такого безобразия, как нынче, вообще не припомню...»
Попали под раздачу и пациенты лечебных учреждений. В Боткинской больнице температура в одном из отделений опустилась 7 января до плюс 9. У Натальи Матценгер в те дни там лежал муж с ангиной. Руководство Боткинской предложило обогреватель и дополнительное одеяло привезти из дома. Только после вмешательства горпрокуратуры и МЧС в больницу доставили тепловые пушки и ситуация стала выправляться.
С окончанием новогодних каникул в городе потеплело, но перемерзшие трубы продолжают разрываться. Количество аварийных адресов на карте увеличилось еще на добрый десяток: город Пушкин (Царское Село), новостройки в Коломягах (Приморский район), школа в Кировском районе, арт-центр «Митьков» на Марата (тут повреждены картины художника Дмитрия Шагина и его товарищей)...
Замерзающие обитатели студгородка на Измайловском проспекте выложили фото с сосульками и навешанными на окна одеялами в соцсетях, чтобы привлечь внимание властей к своим бедам. Как выяснилось, студенты страдают из-за некачественной установки пластиковых окон. В июне администрация студгородка провела конкурс на установку оконных блокираторов, а также замену уплотнителя, выделив на эти работы 3,9 млн рублей. Выиграла конкурс единственная компания, подавшая заявку на участие, — некое ООО СМУ «Окна века» из Нового Девяткино. Деньги ей выплатили, стало быть, работу приняли. Но кто и почему? Сейчас в этом разбираются прокуратура и специалисты Роспотребнадзора.
Горожан возмущает и откровенное пренебрежение чиновников. После того как питерские СМИ обнародовали ситуацию в Боткинской больнице, их попытались даже пристыдить: мол, незачем пугать население. Когда ваш корреспондент позвонила пресс-секретарю комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александру Антипенко в надежде получить комментарий и понять, в чем причины глобальных разрывов и отключений, тот сослался на занятость и больше на связь не выходил. Хотя чем может быть занят ответственный за связь с прессой, как не общением с ней? Ушел от разговора и вице-губернатор Николай Бондаренко, курирующий в городском правительстве в числе прочего и ЖКХ. Его коллега, глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук ограничился коротким брифингом, сообщив, что во всем виноваты мороз и серьезный износ коммунального хозяйства.
«Да, 45% городских теплосетей имеют критический срок эксплуатации, составляющий 25 лет, — пояснил чиновник. — Чтобы привести их в порядок, необходимо, по нашим оценкам, от 2 до 4 млрд рублей ежегодно. Это не считая инвестиций самих теплообразующих компаний. А на приведение в порядок теплосетей всего пятимиллионного мегаполиса потребуется 60 млрд».
Таких денег, как выяснилось, нет и не предвидится. Но как тут не вспомнить 2013-й, когда на всю страну прогремело так называемое трубное дело. Предприимчивые граждане, включая чиновников Смольного, отвечавших за ремонт городских магистральных теплосетей, укладывали в траншеи подержанные трубы, к тому же меньшего, чем требовалось, диаметра. Ущерб бюджету составил сотни миллионов рублей.
Голос
Борис Вишневский, депутат петербургского Законодательного собрания
— Проблемы с отоплением в городе возникли потому, что город попросту оказался не готов к сильным морозам. Декабрь выдался на редкость теплым, температура поднималась до плюс 10. Вот и расслабились чиновники — решили, что проскочат на авось, как бывало не раз. С первых дней января я занимаюсь тем, что проверяю жалобы избирателей на энергетиков, отправляю запросы в профильные комитеты Смольного. Отправил депутатский запрос и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко: прошу провести проверку в отношении как аварийных служб города, в особенности Адмиралтейского района, так и дежурных диспетчеров, на которых часто жалуются горожане. А также сообщить о тех расходах, которые город потратил на замену трубопроводов. Надеюсь, с ответом — и выводами! — губернатор ждать не заставит.