Чем дальше в лес, тем больше наломанных дров. Примерно в такую формулу можно уложить реализацию идеи Никиты Михалкова – ввести в школьную программу курс истории мирового кино. Торопливая небрежность, с которой это делается, может загубить хорошую идею
Напомним: эта идея была активно поддержана министром культуры Владимиром Мединским, но при этом вызвала весьма противоречивые отзывы в обществе. На сайте одной влиятельной газеты был проведен соответствующий опрос, где за эту перспективную, казалось бы, идею высказались только четверть читателей. Но, невзирая на преобладающий скепсис педагогов и родителей, дело движется вперед стахановскими темпами: только что Минкульт обнародовал список 100 лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе. И это породило шквал новых эмоций.
Во-первых, возникает вопрос: а почему в «список Мединского» вошли только советские и российские картины? Отрадно, что в сотне лучших картин фигурируют работы Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Чухрая, Тарковского, Бондарчука, Хуциева, Данелии и сразу три фильма Михалкова, но где, извините, шедевры Чаплина, Антониони, Бергмана, Куросавы, Бунюэля, Годара, Вайды, чьи фильмы во многом и сформировали язык и облик десятой музы? И неужели прочно забытые сегодня советские фильмы «Чук и Гек», «Белеет парус одинокий», «Красные дьяволята», «Школьный вальс» заслуживают большего внимания со стороны нашей юной поросли, чем, к примеру, гениальные фильмы «Амаркорд» Феллини или «400 ударов» Трюффо?
Но ладно, я готов закрыть глаза на отсутствие в списке шедевров западного искусства, но почему в перечне отечественных лент только один фильм – «Покаяние» Тенгиза Абуладзе – представляет кино бывших союзных республик? А где выдающиеся фильмы литовца Жалакявичуса, молдаванина Лотяну, киргиза Океева, белоруса Турова, украинца Ильенко, узбека Ишмухамедова, туркмена Нарлиева? Где, наконец, шедевры армянина Сергея Параджанова, родившегося в Тбилиси и снявшего свои лучшие фильмы на Украине? Мы много говорим о межнациональном согласии в обществе – и при этом преступно забываем имена и фильмы режиссеров, чье творчество было (и осталось!) живым воплощением идеи духовного братства народов.
Мединский, правда, оговаривается, что список из 100 лучших зарубежных фильмов будет еще сформирован дополнительно. Выходит, курс будет состоять из 200 лент?
Но тогда возникают другие, не менее серьезные вопросы. Например, где взять в перегруженной школьной программе время для показа и обсуждения такого количества лент? Тем более что некоторые из них – например, «Освобождение» Юрия Озерова или «Война и мир» Сергея Бондарчука – состоят из нескольких частей и длятся по 6–8 часов. Но даже один фильм идет минимум полтора часа, то есть два школьных урока без перерыва. Но школа – это не ВГИК, дети не могут и не должны смотреть кино, даже очень хорошее, в ущерб другим предметам.
Упоминание ВГИКа возникло в этом контексте неслучайно. Дело в том, что «список Мединского» составлен как раз при участии этой киношколы и грешит, как мне кажется, высоколобой вузовской академичностью, если не музейной застылостью. Едва ли не половину списка занимают черно-белые, а то и вовсе немые ленты, в частности «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова (1908), «Месть кинематографического оператора» Владислава Старевича (1913), «Пиковая дама» Якова Протазанова (1916), представляющие сегодня сугубо исторический интерес. Боюсь, современные дети смотреть это не будут даже при угрозе порки.
При этом последний по времени фильм в списке датирован 1994 годом – это «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. На Михалкове, ясное дело, история нашего кино заканчивается. Как будто в последние полтора десятилетия не было лент Сокурова, Лунгина, Рогожкина, Балабанова, Звягинцева, Мизгирева, Серебренникова, Вырыпаева, Хлебникова, Сигарева, которые получали награды самых престижных международных кинофестивалей…
Мне могут сказать, что некоторые из этих лент чересчур провокативны и сложны для учеников 6–7-х классов, на которых ориентирован курс. Но, на мой вкус, они не более опасны, чем отважно включенная в список «Маленькая Вера» Василия Пичула со знаменитой эротической сценой, взорвавшей в свое время страну, чем фильм Элема Климова «Иди и смотри», который в Англии из-за натуралистичного изображения войны показывали зрителям старше 18 лет. И уж точно они не более сложны, чем «Зеркало» Андрея Тарковского. Это всего лишь вопрос умелой подачи фильма детям, создание нужной атмосферы накануне сеанса. И здесь возникает самый главный вопрос: а кто будет это делать?
Вдумайтесь: у нас в стране порядка 50 тысяч школ. Где в одночасье взять целую армию специалистов, знающих и понимающих язык кино, умеющих рассказать о нем детям грамотно и эмоционально? Их сегодня нет, особенно в провинции. А те, что есть, заняты на своей работе. И вот в отсутствие специалистов, а также необходимых методических пособий новое дело попадет, скорее всего, в руки людей случайных, которые сами были в кино лет 30 назад. И какой-нибудь «географ, который глобус пропил», станет на плохой проекционной аппаратуре в пропитанном потом физкультурном зале показывать современным детям черно-белые раритеты, уже сплошь подернутые бронзовой патиной. А школьники в это время будут изнывать от скуки. Большего вреда для нашего кино придумать, как мне кажется, невозможно…
1. «А если это любовь?» – Ю. Райзман, 1961 год
2. «А зори здесь тихие» – С. Ростоцкий, 1972 год
3. «Адмирал Нахимов» – В. Пудовкин, 1946 год
4. «Айболит-66» – Р. Быков, 1966 год
5. «Александр Невский» – С. Эйзенштейн, 1938 год
6. «Андрей Рублев» – А. Тарковский, 1966 год
7. «Аэлита» – Я. Протазанов, 1924 год
8. «Баллада о солдате» – Г. Чухрай, 1959 год
9. «Бег» – А. Алов, В. Наумов, 1970 год
10. «Белеет парус одинокий» – В. Легошин, 1937 год
11. «Белое солнце пустыни» – В. Мотыль, 1969 год
12. «Белорусский вокзал» – А. Смирнов, 1970 год
13. «Берегись автомобиля» – Э. Рязанов, 1966 год
14. «Бесприданница» – Я. Протазанов, 1936 год
15. «Бриллиантовая рука» – Л. Гайдай, 1968 год
16. «Броненосец «Потемкин» – С. Эйзенштейн, 1925 год
17. «В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1973 год
18. «В огне брода нет» – Г. Панфилов, 1968 год
19. «Веселые ребята» – Г. Александров 1934 год
20. «Внимание, черепаха!» – Р. Быков, 1969 год
21. «Война и мир» – С. Бондарчук, 1965–1967 годы
22. «Волга-Волга» – Г. Александров, 1938 год
23. «Восхождение» – Л. Шепитько, 1976 год
24. «Гамлет» – Г. Козинцев, 1964 год
25. «Дама с собачкой» – И. Хейфиц, 1960 год
26. «Дворянское гнездо» – А. Кончаловский, 1969 год
27. «Девять дней одного года» – М. Ромм, 1961 год
28. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – Э. Климов, 1964 год
29. «Доживем до понедельника» – С. Ростоцкий, 1968 год
30. «Друг мой, Колька!» – А. Салтыков, А. Митта, 1961 год
31. «Дядя Ваня» – А. Кончаловский, 1977 год
32. «Ежик в тумане» – Ю. Норштейн, 1975 год
33. «Живые и мертвые» – А. Столпер, 1963 год
34. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») – М. Хуциев, 1964 год
35. «Звезда» – А. Иванов, 1949 год
36. «Земля» – А. Довженко, 1930 год
37. «Зеркало» – А. Тарковский, 1974 год
38. «Золушка» – Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947 год
39. «Иван Грозный» (1–2-я серии) – С. Эйзенштейн, 1944–1946 годы
40. «Иваново детство» – А. Тарковский, 1962 год
41. «Иди и смотри» – Э. Климов, 1985 год
42. «Илья Муромец» – А. Птушко, 1956 год
43. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» – А. Кончаловский, 1967 год
44. «Калина красная» – В. Шукшин, 1973 год
45. «Ключ без права передачи» – Д. Асанова, 1976 год
46. «Королевство кривых зеркал» – А. Роу, 1963 год
47. «Красные дьяволята» – И. Перестиани, 1923 год
48. «Крылья» – Л. Шепитько, 1966 год
49. «Курьер» – К. Шахназаров, 1986 год
50. «Летят журавли» – М. Калатозов, 1957 год
51. «Маленькая Вера» – В. Пичул, 1987 год
52. «Марья-искусница» – А. Роу, 1959 год
53. «Мать» – В. Пудовкин, 1926 год
54. «Машенька» – Ю. Райзман, 1942 год
55. «Месть кинематографического оператора» – В. Старевич, 1913 год
56. «Мечта» – М. Ромм, 1941 год
57. «Молодая гвардия» – С. Герасимов, 1948 год
58. «Монолог» – И. Авербах, 1972 год
59. «Морозко» – А. Роу, 1964 год
60. «Начало» – Г. Панфилов, 1970 год
61. «Не горюй!» – Г. Данелия, 1969 год
62. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» – Л. Кулешов, 1924 год
63. «Неоконченная пьеса для механического пианино» – Н. Михалков, 1976 год
64. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» – Н. Михалков, 1979 год
65. «Неуловимые мстители» – Э. Кеосаян, 1966 год
66. «Новый Гулливер» – А. Птушко, 1935 год
67. «Обыкновенный фашизм» – М. Ромм, 1966 год
68. «Они сражались за Родину» – С. Бондарчук, 1975 год
69. «Освобождение» – Ю. Озеров, 1972 год
70. «Охота на лис» – В. Абдрашитов, 1980 год
71. «Пацаны» – Д. Асанова, 1983 год
72. «Петр Первый» – В. Петров, 1937 год
73. «Печки-лавочки» – В. Шукшин, 1972 год
74. «Пиковая дама» – Я. Протазанов, 1916 год
75. «Плохой хороший человек» – И. Хейфиц, 1973 год
76. «Подвиг разведчика» – Б. Барнет, 1947 год
77. «Покаяние» – Т. Абуладзе, 1984 год
78. «Подранки» – Н. Губенко, 1976 год
79. «Проверка на дорогах» – А. Герман, 1972 год
80. «Путевка в жизнь» – Н. Экк, 1931 год
81. «Радуга» – М. Донской, 1943 год
82. «Республика ШКИД» – Г. Полока, 1966 год
83. «Семеро смелых» – С. Герасимов, 1936 год
84. «Смелые люди» – К. Юдин, 1950 год
85. «Стенька Разин» («Понизовая вольница») – В. Ромашков, 1908 год
86. «Сто дней после детства» – С. Соловьев, 1975 год
87. «Собачье сердце» – В. Бортко, 1998 год
88. «Судьба человека» – С. Бондарчук, 1959 год
89. «Тихий Дон» – С. Герасимов, 1957–1958 годы
90. «Утомленные солнцем» – Н. Михалков, 1994 год
91. «Холодное лето пятьдесят третьего» – А. Прошкин, 1987 год
92. «Чапаев» – Г. Васильев, С. Васильев, 1934 год
93. «Человек с киноаппаратом» – Д. Вертов, 1929 год
94. «Чужие письма» – И. Авербах, 1975 год
95. «Чук и Гек» – И. Лукинский, 1953 год
96. «Чучело» – Р. Быков, 1983 год
97. «Школьный вальс» – П. Любимов, 1978 год
98. «Щит и меч» – В. Басов, 1968 год
99. «Юность Максима» – Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 год
100. «Я шагаю по Москве» – Г. Данелия, 1963 год