Досмеяться до небес

Джордж Клуни в роли восхитительного летуна — на российских экранах

Трагикомедия Джейсона Рейтмана «Мне бы в небо» претендует на шесть «Золотых глобусов».

Фильм «Мне бы в небо» почти наполовину состоит из метафор. Здесь и «оторваться от земли», и «отсечь лишнее», и «свободен, словно птица в небесах» — таковым считает себя Райан Бинэм (Джордж Клуни), который за последний год 322 дня провел в переездах.

Аэропорт ему что дом родной: Бинэм привычно и ловко кладет ремень и ботинки в контейнер, Бинэм знает, что в очередь лучше всего вставать за азиатами, и учит этому молодую сотрудницу своей организации (Анна Керник).

Организация занимается увольнениями, и сотрудница предложила делать это по интернету, но Бинэм идею пресек в корне. Увольняет он тоже привычно и ловко, но главное для него — командировки, дающие возможность осуществить мечту — налетать 10 миллионов миль.

Встреченная по пути раскованная дама (Вера Фармига), тоже жительница аэропортов, его оценит, скажет, что на его абсолютную свободу не претендует: «Я — это ты, только с вагиной» — и слово сдержит; немного подловато, но сдержит.

А в промежутках между свободной любовью и освобождениями людей от занимаемых должностей (в этих ролях снялись реальные люди, потерявшие работу в кризис) Бинэм читает лекции о том, что у всех есть оттягивающий плечи рюкзак, набитый друзьями, имуществом, семьей, от которых желательно избавиться.

Несмотря на то что жизнь порой пытается отяготить рюкзак Бинэма человеческими отношениями, режиссер — за что ему спасибо — не заставляет своего героя нравственно перерождаться: «Мне бы в небо» в этом вопросе не отличается от предыдущих картин Рейтмана «Джуно» и «Здесь курят».

От общих мест Рейтман, правда, не отказывается, но он один из тех редких людей, которые умеют с такими штуками обращаться. Никто, например, не скажет, что в «Здесь курят» не было публичного прощания героя с антигуманной профессией, но режиссер вместо страстного монолога воспользовался затемнением. И во время просмотра «Мне бы в небо» тоже несколько раз кажется, что фильм вот-вот сорвется в паточные озера с шоколадными берегами, но даже из сцены, где Райан просто вынужден подарить младшей сестренке скопленные мили, чтобы та поехала в свадебное путешествие, Рейтман выкручивается столь просто и вместе с тем изящно, что становится ясно, что за него какое-то время можно не волноваться.

Учитывая тот факт, что картины, в которых есть комедийная составляющая, занимают одно из первых мест по зрительской любви, у Джейсона Рейтмана очень большое будущее. Он умеет делать фильмы-аскорбинки, где сладкое чередуется с горьким и кислым в идеальных пропорциях, и опережает в этом умении работающего в той же нише Ричарда Кертиса — того меньше интересуют социальные мотивы, а Рейтман не зря включил в свой фильм фразу «Худшие времена для Америки — это наш выход!».

Выбор

Три знаковых фильма Джорджа Клуни последних лет

«11 друзей Оушена» (2001)

Римейк знаменитого фильма. Роль мошенника Дэнни Оушена. Партнеры: Брэд Питт, Мэтт Дэймон. Последовали продолжения.

 

«Майкл Клейтон» (2008)

Реж. Тони Гилрой. Судебная драма, в которой Клуни играет успешного адвоката по прозвищу Мусорщик. Номинация на «Оскар».

 

«Любовь вне правил» (2008)

Реж. Джордж Клуни. В своей первой режиссерской работе сыграл главную роль — футболиста в трагикомическом дуэте с Рене Зеллвегер.