КТО ОСЕДЛАЕТ "БЕЛОГО СЛОНА"

Пока ассоциация иностранной прессы, аккредитованной при Голливуде, раздавала в Лос-Анджелесе "Золотые глобусы", в Москве Гильдия киноведов и кинокритиков России огласила список номинантов своей премии с забавным названием "Белый слон". Это произошло вчера в Центральном доме кино.

Возникнув ровно десять лет назад, Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый слон" очень скоро заслужила славу самой непредвзятой и при этом самой взыскательной кинематографической награды. Если на "Золотом орле" раздача статуэток нередко зависит от симпатий и антипатий Никиты Михалкова, патронирующего премию и не забывающего при этом себя любимого, если 600 академиков "Ники" при голосовании попадают подчас под магию звучного имени, а не под магию самого фильма (не у всех есть возможность в течение сезона отсмотреть почти сотню новых российских лент), то критиков на мякине не проведешь.
Самые "насмотренные" люди в кино, и при этом не зависящие от кинематографических структур, они судят конкретное произведение искусства, а не репутацию или послужной список мастера, создавшего это произведение. Надо ли удивляться, что их вердикт порой разительно отличается от вердикта, к примеру, того же "Золотого орла", который объявил своих номинантов чуть раньше критиков.
Различия в списках "Золотого орла" и "Белого слона" даже при беглом сличении буквально бросаются в глаза. Если державный "Золотой орел" напрочь проигнорировал поисковые, экспериментальные, с ощутимым привкусом скандала работы Алексея Балабанова ("Груз 200") и Киры Муратовой ("Два в одном"), если победивший на "Кинотавре" фильм Алексея Попогребского "Простые вещи" на "Золотом орле" остался в густой тени новой работы Никиты Михалкова "12", если Александр Сокуров ("Александра") и Андрей Звягинцев ("Изгнание") вовсе сняли свои картины с конкурса, не надеясь на честное соревнование, то в списке критиков эти имена и фильмы, что называется, делают погоду.
Так, спорный фильм Алексея Балабанова "Груз 200", из-за которого кинематографическое сообщество уже раскололось на "Кинотавре", представлен на "Белом слоне" по четырем номинациям, в том числе по таким принципиальным, как "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучший сценарий". Фильм Сокурова "Александра" попал в пять основных номинаций, в том числе замечена великая оперная певица Галина Вишневская, которая претендует на звание лучшей исполнительницы главной женской роли (ее соперницами стали Ксения Кутепова из "Путешествия с домашними животными" и Мария Шалаева из "Русалки"). А главным фаворитом у критиков оказался молодой режиссер Алексей Попогребский, фильм которого "Простые вещи" на "Белом слоне" попал аж в шесть номинаций.
С другой стороны, нашумевший фильм Никиты Михалкова "12", который претендует на шесть "Золотых орлов", на "Белом слоне" получил только одну номинацию - Сергей Маковецкий является соискателем премии за лучшее исполнение главной мужской роли наряду с Валерием Бариновым ("Ничего личного"), Сергеем Пускепалисом ("Простые вещи"), Виктором Сухоруковым ("Агитбригада "Бей врага"). А еще один фаворит "Золотого орла" - фильм "1612" Владимира Хотиненко, который претендует на четыре крылатые статуэтки, - у критиков вовсе ни в одну номинацию не попал. И эти разительные несовпадения двух списков можно считать главной сенсацией стартовавшего премиального сезона.
Вот ведь парадокс: если в Америке "Золотой глобус" воспринимается как своеобразная репетиция перед "Оскаром" (что наворожит кинопресса, с тем чуть позже с небольшими коррективами согласятся оскаровские акдемики), то у нас каждая кинопремия выдвигает свой, зачастую альтернативный по отношению к другим кинонаградам, список лучших фильмов года. При этом в Америке ежегодно создается более пятисот лент, а у нас не набирается и ста. И у них почему-то есть консенсус по вопросу, какой фильм хорош, а какой плох, а у нас такого консенсуса даже близко не наблюдается. Что же говорить о согласии нашего киносообщества по более принципиальным вещам? А о том, что бывает, когда между друзьями нет согласия, еще великий баснописец Крылов написал. Но с тех пор в родимом отечестве мало что изменилось...