КОГДА СЛАБЫЕ - СИЛЬНЕЕ

Вчера, если верить календарям, завершились наконец бесконечные, длиной в три с половиной недели, рождественские и новогодние праздники. На телеэкранах они, пожалуй, побили на этот раз все прежние рекорды - не только пышности и великолепия, но и однообразия.

В этом году создавалось впечатление, будто три крупнейших наших телеканала, три могучих "голиафа" - Первый, "Россия" и НТВ работали будто по единому, совпадающему даже в мелочах плану. Назову две детали, сразу же бросающиеся в глаза. Непременные участники праздничного экрана, знаменитые фильмы великой нашей троицы - Л.Гайдая, Г.Данелия, Э.Рязанова - на сей раз на каналах-"голиафах" не были допущены в вечерний эфир. Поставленные в утреннее или дневное время они призваны были по образцу эстрадных концертов "разогреть" публику перед встречей с выступающими во втором отделении (то бишь вечером и ночью) "настоящими" звездами.
Не стану касаться здесь уровня этих самых "настоящих": о нем в последние дни написали буквально все издания, и ни в одном не найти особых восторгов в их адрес. Напомню еще об одной детали - на крупнейших каналах появились специально к празднику снятые (некоторые, кстати сказать, почему-то в Украине) ленты с участием эстрадных артистов в драматических ролях. Сделанные словно под копирку, они компенсируют явный дефицит профессионализма броской, напоминающей не то дурной капустник, не то деревенские колядки стилистикой. Несуразицу драматургии авторы чуть что латают песнями, исполняемыми звездами в кадре.
Не стану множить описание увиденных на телеэкранах новогодних развлекательных "шедевров". Сейчас я о другом. Никогда прежде не чувствовалось столь резкого, как сейчас, различия между тройкой крупнейших каналов-"голиафов" и менее мощными, я бы их назвал "давидами", - к ним отношу метровые ТВЦ, "3-й канал", "Культуру", "Спорт", дециметровые "РЕН ТВ", "М1", "ДТВ" и др.
"Голиафы" решили почему-то оставить страну почти на месяц без политической аналитики. Создатели еженедельных программ - таких, как "Времена", "Зеркало", "Намедни", - все как один устроили себе в середине сезона дополнительный отпуск. Будто события этих недель - скажем, президентские выборы в Грузии или выдвижение кандидатов на высшую государственную должность в нашей стране - вполне могут обойтись без комментариев на ТВ. Лишь передачи каналов-"давидов" - "Постскриптум" и "Момент истины" (ТВЦ), "Выводы" (3-й канал) - продолжали выполнять свой профессиональный долг.
Кстати, "давиды" и в развлекательных жанрах проявили неслыханное для "голиафов" разнообразие. Они использовали в составлении своих рождественских и новогодних программ не только набившие оскомину песенно-попсовые и разговорные задорно-петросяновские номера, но и произведения других жанров. Вспомнили, что есть на свете еще способные привлечь к себе внимание широкой аудитории творения народного искусства, оперетты, хоровой музыки, цирка, популярной музыкальной классики, фигурного катания, джаза, частушки - перечисляю без всякого порядка то, что можно было встретить на "малотиражных" каналах в праздничные дни. Даже в показе пресловутой попсы они нашли свой поворот: три дня подряд на "РЕН ТВ" в программе "Ретро шлягер" были показаны лучшие фрагменты из насчитывающей уже более 30 лет "Песни года", причем обнаружили там не только музыкальные достоинства, но и интересные телевизионные решения, ныне напрочь забытые.
Недопустимо, чтобы все богатство мировой культуры, созданной человечеством, сводилось на ТВ к убогому набору по типу "два притопа - три прихлопа". Об этом в "Русском веке" (ТВЦ) в минувшую субботу с горечью говорили замечательные мастера отечественной песни Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Нет, они не жаловались на то, что нынешняя молодежь почти не поет их песен - в конце концов у каждого времени свои мелодии и ритмы. Хуже, с их точки зрения, другое: тиражируемая в миллионах экземпляров крупнейшими телеканалами, активно навязываемая подрастающему поколению поп-музыка не просто развлекает, но и формирует человека. Вернее, деформирует...
"Малотиражные" телеканалы пытаются как-то противостоять тому, что, пользуясь своей мощью и широтой охвата аудитории, пропагандируют "голиафы". Но силы пока что, увы, явно не равны.