- Иван Васильевич, какой счастливый ветер занес вас на студию "Союзмультфильм"?
- Как-то в Центральном детском театре, где я работал, раздался звонок. "Иван Васильевич, не хотели бы снять картину на "Союзмультфильме"?" Я оторопел. Это все равно, как если бы человеку, никогда не державшему в руках виолончель, предложили на ней сыграть. Но, очевидно, от растерянности согласился.
Первый фильм "Вот какие чудеса" вышел комом. Меня чуть не выгнали со студии. А второй - "Чьи в лесу шишки" на Международном кинофестивале во Франции неожиданно получил серебряную медаль. И меня решили оставить.
- И все же как обычно появлялись ваши фильмы?
- Сдуру! Однажды Григорий Остер, теперь классик, а тогда просто Гришка, притащил на студию "Союзмультфильм" сказку "38 попугаев". А там почему-то все нос от нее воротили. Сунули мне. Прочитал одну фразу: "А куда ты ползешь?" - спросила Мартышка. "Сюда. Сюда ползу", - проворчал Удав... ." Казалось бы, ничего особенного, но она так мне понравилась! И сделал фильм.
Как правило, для обычной "десятиминутки" изготовляется несколько экземпляров одной и той же куклы. Одной-единственной бедняжке не выдержать испытаний, которым она подвергается во время съемки, - не меньше 150-200 тысяч прикосновений! На эту куклу работают много специалистов. Слесарь сооружает специальные металлические шарниры, с тем чтобы она была удобна "в обращении", могла легко двигаться. Портной обшивает-одевает...
- За "38 попугаями" последовали продолжения...
- Расставаться с героями - Мартышкой, Слоненком, Попугаем, Удавом - съемочной группе очень не хотелось. И я попросил Гришу: "Придумай что-нибудь еще". В итоге сняли еще девять серий: "Куда идет Слоненок", "Привет Мартышке", "Как лечить Удава"...
- Сериал с забавной четверкой друзей далеко не единственная ваша работа. Зрители полюбили фильмы "Рыжик", "Генерал Топтыгин", "Три лягушонка", "Счастливый Григорий" - всего более 30 фильмов. Какой, на ваш взгляд, самый удачный?
- Пожалуй, один из последних - "Деревенский водевиль". Но, думаю, никто его так и не увидел. Фабула такова: в деревенский дом попадает пингвин. Живет он в холодильнике. Его обнаруживает спаниель и выводит во двор знакомить с остальными постояльцами. Тут и пес, и корова, и курицы, и петух, вообразивший себя невесть кем. Пингвин помогает им наладить жизнь. У пингвина с курицами возникает роман. Опозоренный, без перьев, петух удирает... По-моему, получился весьма симпатичный фильм.
- Почему же он не дошел до широкого зрителя?
- В наши дни это риторический вопрос. Я работал в советские времена, когда создатели мультфильмов не имели никакого понятия о том, что происходит с их картинами: по фестивалям они ездили без нас, призы и медали за них получали не мы. Но тогда нам хотя бы было известно, где наши фильмы можно посмотреть. А теперь мы и этого не знаем.
- Для кого в первую очередь вы ставили фильмы?
- Для ребят от шести лет и... после 50. Одни - настоящие дети. Другие впадают в детство. И у тех, и у других особенно живое, обостренное восприятие.
- Вы не очень охотно делали рисованные мультфильмы. Почему?
- Кукольный фильм дает больший простор для импровизации, а для меня это самое дорогое в творчестве.