ОСОБЫЙ РАЙОН КИТАЯ

Мы въезжаем в "особую зону" города Ухань. Широкие улицы, аккуратные палисадники близ сверкающих новенькой черепицей невысоких жилых корпусов и разноцветье флагов многих стран у современного вида производственных корпусов. И почти полное безлюдье вокруг. Так выглядит сегодня китайская "силиконовая долина" - зона высоких технологий Уханя.

Прохожих мало потому, что в окрестных домах обитает исключительно персонал здешних предприятий, в рабочее время все жители этих кварталов - в цехах и офисах. До станка или компьютера большинству добираться - дорогу перейти. Тот, кто проектировал столь симпатичный городок, явно думал о самочувствии и настроении рабочих. Наверное, и поэтому здесь фантастическая производительность труда.
По территории завода оптико-волоконной компании "Чанфэй" нас провела Сюнь Шуньфэн - хрупкая девушка в форме сотрудницы предприятия. Заводу, по ее словам, всего несколько лет. Построен совместно с голландцами, хотя и работает по новейшей китайской технологии. Выпускает 10 миллионов километров оптико-волоконного кабеля в год, что практически удовлетворяет потребности страны да еще на экспорт хватает. Правда, про поставки в Россию Сюнь Шуньфэн не слыхала. Как не слыхала и про хоть какие-нибудь наши инвестиции в уханьскую зону высоких технологий.
В герметично закрытых, стерильно чистых цехах компании "Чанфэй", вход в которые возможен лишь в особой одежде, работают всего 700 человек. Все набраны по жесточайшему конкурсу по всему Китаю. Все прошли специальную подготовку. За свою работу держатся. Почему? Про зарплату выяснить не удалось - коммерческая тайна. А вот льготы на заводе весьма значительные. Квартиры в жилом городке всему персоналу позволили купить по льготной цене. За двухкомнатную, площадью в 50 квадратных метров, работнику пришлось заплатить около 4 тысяч долларов - вдвое меньше рыночной стоимости. Питание на заводе бесплатное. Лечение в местной поликлинике - тоже. А если придется поправлять здоровье на стороне, то "Чанфэй" компенсирует до 95 процентов затраченных денег.
Что это - социализм с человеческим лицом или капитализм с таким же? Судить об этом китайцы предоставили нам, сообщив лишь, что на заводе 40 процентов рабочих - коммунисты. А секретарь парткома - должность освобожденная, и при этом весьма влиятельная в администрации предприятия...
В Ухане есть место, где мысли о неразрывности вековых связей двух наших великих народов приходят сами собой. Парк Освобождения, что в грохоте и суматохе городских кварталов выглядит островком спокойствия и умиротворенности. Здесь, в тени магнолий, памятник событиям, о которых всегда помнят в Китае, но в последние годы почти забыли на российской земле. На скромном обелиске несколько политически архаичная надпись на русском языке: "Память о советских летчиках вечно будет жить в сердцах китайского народа. Пусть этот благодатный дух пролетарского интернационализма, присущий рабочему классу, всегда развивает и укрепляет братскую и нерушимую дружбу китайского и советского народов". Нет, это не о событиях сорок пятого года, о которых слышали, кажется, все. Памяник установлен нашим соотечественникам-добровольцам, павшим в боях за свободу и независимость Китая в 1938 году.
А дело было так. В 1937 году в Китай вторглись японские захватчики. Пекинское руководство обратилось за поддержкой в Лигу наций, но безрезультатно. И лишь Советский Союз решил оказать отступавшей китайской армии военную помощь. С сентября 1937 года по июнь 1941 года мы направили китайцам вооружений на 20 дивизий. В том числе 1235 самолетов, 1600 орудий. Почти 700 танков. Но японцы быстро добились полного превосходства в воздухе. И тогда в борьбу с ними вступило около 500 советских летчиков-добровольцев на бомбардировщиках СБ и истребителях И-15 и И-16. Они сбили свыше тысячи японских самолетов, наносили удары по наземным объектам даже на острове Тайвань, топили японские канонерки на реке Янцзы. Но и сами потеряли около 200 своих товарищей.
Могилы 15 советских авиаторов покоятся в уханьском парке Освобождения. Иван Гурьев. Николай Терехов, Филипп Гулей, Леонид Скорняков, Владимир Долгов... Мало кто из них дожил до 30. Возрождение духа и масштабов былой российско-китайской дружбы стало бы лучшим памятником и им.
От Уханя до уездного городка Ичана более 300 километров, которые мы преодолели на джипе по прекрасной, разбитой на платные участки дороге менее чем за три часа. Остановились в четырехзвездочной гостинице, вестибюль которой украшают роскошная люстра и огромный старинный корабль из нефрита. В номере, кроме обычных для такого уровня отелей атрибутов, - удобные махровые тапочки и халат, носки и даже нижнее мужское белье. В российских райцентрах таких гостиниц точно нет, как, вероятно, и в городах областного значения.
Оставив вещи в отеле, в сопровождении Ши Юнфэня, руководителя местного отделения агентства Синьхуа, отправились на стройку самого крупного в мире гидросооружения под названием "Три ущелья", расположенного в 38 километрах от Ичана вверх по Янцзы. Четверть этого пути приходится на мосты и туннели. Гидрокомплекс впечатляет: плотина длиной 2310 метров и высотой 185 метров, пятикамерный шлюз, огромное водохранилище...
- Строительство началось в 1994 году, - рассказывает Ши Юнфэн. - Проектная мощность ГЭС - 18200 мВт. В июне этого года станция дает первый ток. На строительстве заняты 15 тысяч людей, стоимость объекта - 180 млрд. юаней (более 20 млрд. долларов. - Авт.). Из них чуть ли не половина пойдет на переселение из затопляемой зоны более миллиона человек...
Россия участвовала в тендере на поставку электрооборудования, но проиграла швейцарско-германской фирме. Поэтому наше участие в стройке века ограничилось поставкой лишь сотни "КамАЗов".
Основное назначение гидротехнического комплекса, помимо производства электричества и улучшения судоходства в верховьях Янцзы, - борьба с наводнениями, которые уносят тысячи жизней и наносят огромный ущерб народному хозяйству. Так, убытки от наводнения 1998 года сопоставимы со стоимостью объекта "Три ущелья". После завершения его строительства будет возможность регулировать сток воды в среднем и нижнем течении Янцзы, а вероятность наводнения уменьшится в 10 раз, что обеспечит безопасность проживания десятков миллионов китайцев.
В Нанкине - древней столице Китая - особо запомнилась встреча с рабочими местного автозавода. Здесь после реконструкции создано совместное китайско-итальянское предприятие. Итальянская сторона в лице "Фиата" владеет 50% капитала.
Как и у нас раньше, встречу открыл секретарь заводского парткома Лу Цинчун.
- Обновление производства обошлось в 3 млрд. юаней, - сообщил он. - Сегодня у нас действуют линия сборки автомобилей "Палио" и "Сиена" с объемом двигателей от 1,3 до 1,5 литра; цеха, где изготавливают корпуса, двигатели и системы управления автомашиной. СП работает с 1999 года. Средний возраст рабочих - чуть более 20 лет. С марта и до конца прошлого года продано 20 тысяч автомобилей. Сегодня спрос на наши машины опережает предложение. Поэтому в 2003 году планируем продать около 50 тысяч авто.
Когда мы спросили, где готовятся кадры, в разговор вступил председатель профкома Чэн Сюэмин:
- Управленцы обучались в Италии, рабочих готовим на заводе. Принимаем только выпускников техникумов. Каждый год проходит переаттестация. Профком следит за уровнем квалификации рабочих.
В профсоюз входят и управленцы, и рабочие. Каждый имеет индивидуальный контракт с заводом в соответствии с КЗоТом. Есть и коллективный договор между профорганизацией и администрацией предприятия.
На заводе создан жилищный фонд. При покупке работником квартиры ему выплачивается компенсация из расчета 700 юаней за квадратный метр. Тем, кто живет в общежитии или снимает жилье, ежемесячно выплачивают 200 юаней...
Это лишь часть социальных гарантий рабочему человеку на конкретном то ли социалистическом, то ли капиталистическом предприятии. А еще мы, кажется, поняли, в чем заключается своеобразие современной экономической системы КНР: рыночные отношения в стране выстраиваются под руководством и контролем компартии. Судя по объективным показателям во всех сферах жизни и производства, делает это она весьма грамотно и результативно. Видимо, прав был мудрый отец китайских реформ Дэн Сяопин, любивший повторять: "Неважно, какого цвета кошка. Главное, чтоб мышей хорошо ловила".
Короче, успехи последнего десятилетия в экономическом развитии Китая - налицо. И спорить по этому поводу не о чем. Достаточно привести лишь несколько цифр. Сегодня Китай по общему экономическому объему вышел на 6-е - после США, Японии, ФРГ, Англии и Франции - место. Доля китайской одежды на мировом рынке достигла 20 процентов. Гигантскими темпами растет число пользователей компьютерами и сотовыми телефонами. Поднебесная занимает 3-е место в мире (после Японии и Южной Кореи) по мощности судостроения. Можно продолжить перечень достижений страны, которой правит КПК, насчитывающая почти 60 миллионов коммунистов...
Невольно сопоставляя промышленный, сырьевой, научно-технический и другие "потенциалы" России и Китая, учитывая разное качество "стартовых площадок" реформ в наших странах, приходишь к выводу о том, что наши соседи преуспели в темпах поступательного развития. И не грех нашим руководителям, как федерального, так и областного масштаба, поучиться у китайских коллег и полезный опыт принести на российскую почву.