Об осуждении Пекином решения Пхеньяна выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия заявил председатель КНР Цзян Цзэминь в телефонном разговоре с президентом США Дж. Бушем. Вопрос о северокорейской ядерной программе стоял в центре прошедших накануне в столице КНР переговоров министра иностранных дел Франции Де Вильпена, об этом же говорили по телефону главы внешнеполитических ведомств России и Китая Игорь Иванов и Тан Цзясюань. С китайской стороной сразу же вступили в консультации Южная Корея и Япония, а во вторник в рамках турне по Северо-Восточной Азии в Пекин из Сеула прибывает помощник госсекретаря США Джеймс Келли.
Официальная позиция Пекина по северокорейской проблеме сводится к тому, что Китай неизменно и последовательно выступает за безъядерный статус Корейского полуострова, за поддержание мира и стабильности и готов сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в поиске путей мирного разрешения ситуации. Китай призывает всех участников рамочного соглашения 1994 года к неукоснительному соблюдению взятых на себя обязательств. При этом в обычном для себя ключе Пекин избегает брать на себя инициативу в развернувшейся вокруг КНДР дипломатической многоходовке, предпочитая занимать выжидательную позицию.
По оценкам наблюдателей, такой предельно осмотрительный подход объясняется слишком высокими ставками, исключающими право на ошибку. Китай исходит прежде всего из соображений безопасности и стремится предотвратить развитие событий от плохого к худшему. Речь идет, в частности, о вполне реальной возможности появления под боком у КНР еще одного соседа с ядерным арсеналом (вдобавок к Индии и Пакистану, ворвавшимся в ядерный клуб в 1998 году) со всеми вытекающими из этого последствиями вроде гонки ядерных вооружений в регионе. Об абсолютной неприемлемости любого варианта силового решения проблемы и говорить не приходится. Недопустимы и санкции - кошмарный сценарий с точки зрения интересов Китая представлял бы крах северокорейского режима с неизбежным наплывом миллионов беженцев в сопредельные с КНДР регионы страны. Ситуация осложняется еще и тем, что в отличие от прошлого Пекин не располагает существенными рычагами влияния на своего соседа - за годы реформ соображения идеологической близости уступили место рыночному прагматизму, сделавшему выбор в пользу динамичного развития связей с Южной Кореей.
Что же касается истоков проблемы вокруг ядерной программы КНДР, то китайские аналитики видят их отнюдь не в амбициях Пхеньяна, а в сверхжестком подходе со стороны Белого дома, включившего КНДР в "ось зла" и заставившего тем самым Пхеньян лихорадочно искать пути самосохранения. А раз так, то и ключ к решению проблемы в Пекине видят в скорейшем налаживании конструктивного прямого диалога между Пхеньяном и Вашингтоном.