И с российской стороной идут, но вялотекущие, как выразился генеральный консул РФ в Польше Олег Лавров, переговоры по поводу заключения нового соглашения о поездках граждан. "Польша не форсирует эти переговоры, мы - тоже, - пояснил он корреспонденту "Труда". - Так что продолжает действовать двухстороннее соглашение о безвизовом, более удобном для людей, пересечении границы. Уведомление о сроке введения виз пока не поступало, он отодвигается на неопределенное время".
Сегодня очевидна заинтересованность Польши не вешать крепкий евросоюзовский замок на восточной границе, а держать дверь приоткрытой. Сокращение присутствия на восточноевропейских рынках, прежде всего российском, польских товаропроизводителей, а такая тенденция четко вырисовывалась в последнюю десятилетку, в значительной мере привела к тому, что внешнеторговый баланс страны стал калекой: одна его нога, экспортная, короче другой, импортной, более чем на 5 миллиардов долларов.
А сейчас, после смены власти, выяснилось к тому же еще кое-что, новый "доктор" - сформированное в октябре правительство Лешека Миллера обнаружило громадный бюджетный дефицит. Чтобы поправить деформированный бюджет, придется, как заявило министерство финансов, заморозить принятую программу поэтапного снятия налогового бремени.
Еще одна предполагаемая операция - введение налога на импорт в размере 5 процентов - вызвала резкое возражение Евросоюза, который официально предостерег Польшу о негативных последствиях такого шага, пригрозил осложнением торговых отношений с Западом, разбирательством в Международном арбитражном суде и даже сворачиванием переговоров о первоочередном приеме страны в Сообщество в 2004 году. Или уступай, или будешь лизать мороженое через целлофан.
В общем, пока варшавские планы не получат "добро" в Брюсселе, им не суждено сбыться. И хотя Польша, сознавая свое стратегическое значение, ведет себя на переговорах упрямо и ершисто, она все же вынуждена уступать под нажимом. Недавно Варшава согласилась сократить с 18 до 12 лет переходный период, в течение которого сможет ограничивать продажу земли иностранцам, а также готова принять семилетний срок ограничения трудоустройства поляков в странах ЕС, не переставая, правда, добиваться сокращения его до двух лет. "Это переговоры о капитуляции", - возмущаются польские евроскептики. "Это тесты на благонадежность", - доносится из Брюсселя.
Трудно сказать, насколько хватит Польше неуступчивости в ситуации с введением виз для россиян и белорусов, но, оттягивая этот акт, она отстаивает прежде всего свои интересы. Для лечения охромевшей внешней торговли и худого бюджета необходимы как западные, так и восточные средства. Оживление товарооборота с Россией тут бы очень помогло. А движение товаров через границу зависит, пусть не всегда напрямую, от перемещения людей, особенно мелкооптовых торговцев -"челноков".
Для Польши, которая в известной мере до сих пор остается страной лавок и базаров, выживающих даже при буме супермаркетов, очень важно поддерживать малый бизнес. Не только миллионы "челноков", но и большинство поляков предпочитают магазинам "русские рынки", куда польские торговцы свозят со всего мира для "оптовиков" из-за Буга дешевый товар. Торговый люд из России, Белоруссии, Украины делает закупки, правда, мелким оптом, но этого мелкого - много. И он дает приличные обороты, доходы и, конечно же, налоги. В некоторых районах такие поступления обеспечивают 40 процентов доходной части бюджета. На базары работают к тому же десятки тысяч всевозможных мастерских по производству товаров, фирм по оказанию услуг.
Смягчает внешнеторговый дефицит и приграничная торговля. Кроме того, она дает возможность подзаработать множеству людей, а это особенно важно для восточных регионов, где безработица гораздо выше средней по стране, превысившей 16 процентов, а доходы населения самые низкие в Польше. Визовый режим пересечения границы усугубит, конечно же, такого рода проблемы.
Но на этот варшавский аргумент находится брюссельский контраргумент. Запад воспринимает Польшу как "опасную" транзитную территорию контрабанды наркотиков, оружия, нелегальной миграции. Поляки же доказывают, что и в условиях безвизового режима с этими явлениями можно эффективно бороться. Приведу лишь один факт. Не так давно была "накрыта" Центральным следственным бюро международная преступная группировка, все восемь членов которой - чеченцы, дагестанцы и русские. У них изъято большое количество взрывчатых материалов, в том числе 20 готовых бомб. По информации полиции, группа имела тесные связи с исламскими экстремистами, поставляла оружие и взрывчатку "коллегам" в Западную Европу, а те - международным террористическим организациям. Проливается свет и на финансовую деятельность банды. Тропинки ведут к иностранным банкам, куда перечислялись деньги из Польши. В частности, в Молдавию. Конечно же, рано или поздно восточная граница Польши будет под контрольным замком Евросоюза. Возможно, воплотится идея создания единой европейской пограничной службы: внешние рубежи Сообщества должны охранять совместно, по единым правилам все государства ЕС, поскольку потенциальные новые члены недостаточно состоятельны и поодиночке не способны успешно сторожить просторы расширенного Союза. Но это уже тема для отдельного разговора.