ПОХИЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

"Прибыльным криминальным бизнесом" считают в МВД России "похищение людей с целью вымогательства". В стране произошел резкий рост таких преступлений. Если в 1995 году совершено 272 похищения, то в 1999-м зарегистрировано 1554 преступления по статье 126 Уголовного кодекса (похищение человека), свыше тысячи - по статье 127 (незаконное лишение свободы) и почти 64 - по статье 206 (захват заложника). Суммарно выходит более 2,5 тысячи случаев.

В МВД с горечью констатируют, что "похищение людей перестало быть особенностью Северного Кавказа. Бизнес на заложниках стал повсеместным". Восемь из 10 похищений совершают организованные преступные группировки.
В "группе риска" - не только бизнесмены и коммерсанты, но их родственники, нередко - дети. Здесь похитители бьют наверняка, ведь это - легкая и беспомощная добыча. Детей любят, в них нуждаются, за них нередко готовы отдать все. И отдают.
Еще несколько лет назад считалось, что киднэппинг, как называется это явление, нетипичен для России. Словарь-справочник "Новые слова и значения", выпущенный несколько лет назад, расшифровывая это мудреное словечко как "похищение детей с целью шантажа, получение выкупа", предварил лаконичное толкование плакатно-категоричным "в кап. странах".
Увы, ремарка эта быстро устарела. Все больше в нашей стране родителей испытали горе потери, пусть даже временной, своего ребенка, и никто не знает, к кому беда придет завтра.
В преступление с непривычным нашему слуху названием привнесен российский колорит. Это когда на захват малолетнего заложника идут ради бутылки водки или наркотической дозы.
Сотрудникам Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью недавно пришлось освобождать 3-месячного Никиту, захваченного в качестве заложника... собственным отцом.
У 25-летнего москвича Алексея Колеганова, наркомана со стажем, наступила "ломка", и он угрожал выкинуть сына из окна 4-го этажа, если ему не передадут дозу зелья. Понимая, что от наркомана ждать можно чего угодно, стражи порядка на штурм не пошли - сумели убедить отца-террориста отдать мальчика. После этого горе-родитель был задержан.
Однако именно с похищением детей связаны и рекордные для России выкупы. 50 миллионов долларов требовали похитители за освобождение сына предпринимателя Бриллинга, похищенного у гостиницы "Украина". Неделю юношу держали в одной из квартир на западе столицы. Одновременно преступники названивали отцу, который находился в Испании, предлагая заплатить выкуп - 50 миллионов долларов. Позднее сумма была снижена до 3 миллионов, но платить коммерсанту не пришлось. Воспользовавшись невнимательностью стражников, заложник выпрыгнул из окна третьего этажа. Повредил ноги, но нашел в себе силы позвать на помощь. Подоспевшие милиционеры задержали бандитов. Все они осуждены на длительные сроки лишения свободы.
25 миллионов долларов намеревались заполучить преступники за освобождение сына бывшего премьер-министра Дагестана, ныне - торгового представителя России в Литве Абдуразака Мирзабекова. Камиль был похищен в Москве. Вечером около подъезда дома к нему подошли четверо мужчин. Представившись сотрудниками милиции, предложили проследовать с ними. Тот отказался, но его грубо затолкали в джип и привезли в одну из московских квартир. Здесь у него отобрали все вещи, документы и деньги. После этого одели в рабочую спецовку и с ног до головы обмотали скотчем. Беспомощного заложника погрузили в тайник, оборудованный под днищем "КамАЗа", а сверху засыпали картошкой. Через три дня грузовик добрался до Чечни.
Требование о выкупе сына за 25 миллионов долларов было передано Мирзабекову-старшему. Однако деньги платить не пришлось. Его сын, которого бандиты содержали в лесном массиве в Аргунском ущелье, рядом с Итум-Кале, был освобожден в результате операции. Обезвредив охранников, спецназ вызволил пленника.
Тема заложников тесно связана с Чечней, где террористы поставили преступный промысел, что называется, на конвейер. По данным краткого Отчета о деятельности федеральных органов исполнительной власти в 2000 году, поступившем в "Труд" из департамента правительственной информации, с 1992 года на Северном Кавказе освобождено 1862 заложника. В минувшем году - 164 человека. Среди них военнослужащие, сотрудники милиции, иностранцы, в том числе 13-летний израильтянин Ади Шарон. Организатором его похищения, как уже установлено, был известный террорист Арби Бараев. Мальчика похитили 23 августа 1999 года вместе с отцом Иосифом, к которому он приехал в Москву на каникулы. Позднее Шарона-старшего отпустили, потребовав за сына выкуп в 8 миллионов долларов.
Сначала отец, который занимался в столице бизнесом, пытался собрать деньги, даже передал похитителям несколько десятков тысяч долларов, однако вскоре получил от них бандероль, в которой лежала отрезанная фаланга мизинца Ади. "Советуем с нами не играть - будет хуже", - предупредили они Иосифа Шарона по телефону.
Лишь после этого бизнесмен обратился в милицию. В поисках мальчика были задействованы десятки оперативников. Однако пока они искали бандитов, отец несчастного ребенка получил еще одно предупреждение - фалангу другого мизинца мальчика.
Около года потребовалось для того, чтобы задержать похитителей Ади Шарона и освободить заложника. Оказалось, что содержали его в Пензе, в подвале дачного дома. Длительное заточение серьезно подорвало здоровье мальчика. У него резко ухудшилось зрение, застужены легкие и суставы, ноги покрылись грибковыми наростами, а их мышцы атрофировались. Стоит ли говорить о том, какая глубокая душевная травма нанесена пареньку.
Ради мести похищают детей начальников, а детей коммерсантов - за долги родителей. В Подмосковье заложницей бандитов стала 10-летняя Полина Храпаль. Ее отец - заместитель генерального директора московской торговой фирмы "Боргес" - занимаясь посредничеством в торговле, задолжал 60 тысяч долларов. Чтобы вернуть деньги, кредиторы украли девочку.
В последнее время больше стало семейного "киднэппинга", когда разведенные родители похищают детей друг у друга. Порой разворачиваются "боевые действия" с привлечением на свою сторону милиции. Среди участников такого рода хищений попадаются люди известные. Когда, например, муж известной актрисы Маши Шукшиной - дочери еще более известной Лидии Федосеевой-Шукшиной, якобы "похитил" сына, вызволять маленького Макара пришлось с помощью сотрудников главка МВД России по борьбе с организованной преступностью.
...По данным международных экспертов, Россия входит в число стран, где похищения людей происходят наиболее часто. Помимо нашей страны, опасность быть похищенным высока в Колумбии, Мексике, Бразилии, на Филиппинах, в Нигерии, Индии, Эквадоре, Венесуэле и ЮАР. Одна красноречивая цифра: в прошлом году на Филиппинах похищено более 200 иностранных бизнесменов. За их освобождение был уплачен суммарный выкуп в 7,5 миллиарда долларов.