Слухи развеяли, а осадок остался

Как следует из служебной записки за подписью главы Росавиации Александра Нерадько, ГЛОНАСС не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом

Вокруг отечественной системы навигации разгорелся очередной скандал. В прессу попала служебная записка за подписью главы Росавиации Александра Нерадько с признанием, что ГЛОНАСС «не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом, автоматическое самолетовождение по сигналам: не обеспечивается, а также не обеспечивается соответствие большинству типов навигационных характеристик».

Пресс-служба Росавиации вчера выступила с опровержением: «Журналистом полностью искажен смысл переписки, в действительности в ней указаны меры, предпринимаемые Росавиацией по внедрению системы ГЛОНАСС на всем парке воздушных судов». То есть опровергается не факт существования такой записки, а ее толкование. В таких случаях говорят, что дым рассеялся, а осадок остался.

Тем более что, по данным правоохранительных органов, только при разработке этой системы похищено как минимум 6,5 млрд рублей. Это без учета «нецелевых» расходов при создании минимально необходимой космической группировки из 24 спутников и т.д., на которую ушли бешеные деньги. В 2010 году, когда ракета «Протон-М» с тремя такими спутниками упала в Тихий океан, убытки оценили в 2 с лишним миллиарда рублей за ракету и в 5-6 млрд — за спутники.

Напомним, что система предназначена «для формирования непрерывного навигационного сигнала, с помощью которого возможно высокоточное определение координат и скорости движения любых объектов, оснащенных приемниками сигнала». С ее помощью можно было бы ориентироваться в любой пустыне, следить за перемещением людей и грузов на тысячи километров и т.д. И это не считая чисто военных нужд типа наведения ракет, бомб и снарядов на цель. Такая система, конечно, стоит дорого. А будет еще дороже. На основе толком не освоенной ГЛОНАСС за казенный счет (почти миллиард рублей) разрабатывается автоматизированная система экстренного вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» — с обязательной установкой на каждой единице пассажирского автотранспорта специального блока: при столкновении он пошлет сигнал в службу спасения. К 2018 году Минтранс запланировал оснастить комплектами ГЛОНАСС (по миллиону за штуку) все гражданские самолеты. И так далее.

Почему так случилось? Напомним один факт: заказ изначально был объявлен оборонным, то есть собственностью российского ВПК, который давно не создавал ничего нового и современного, а держится на плаву лишь за счет советского наследия.

Между тем в США вообще нет государственной оборонной промышленности, но их системой GPS пользуется весь мир. Китай, как и Россия, решил обзавестись собственной навигационной системой — «Бэйдоу», но разрабатывают ее частные фирмы на конкурентных началах.

Голоса

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»

— Установка навигационной системы на воздушных судах не дает дополнительных возможностей, так как необходимая процедура эксплуатации такого оборудования во многих аэропортах просто отсутствует. То есть немалые средства на «коробочку», устанавливаемую на бортах, ничего, кроме лишнего веса, не добавляли. Вот если бы все процедуры, связанные с разработкой необходимой документации для оснащения аэродромов, проводились синхронно — тогда да, экипажи смогли бы использовать ГЛОНАСС для упрощения навигации, ее точности, пилотирования при заходе на посадку, особенно в сложных метеоусловиях. Но все это будет иметь смысл, когда вся инфраструктура гражданской авиации страны будет иметь соответствующую нормативную базу.

Валерий Кушельман, заместитель директора ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» по бортовому оборудованию, доктор технических наук

— Как специалист в области бортового оборудования должен сказать, что установка на летательные аппараты системы навигации является дополнительным средством повышения безопасности полетов. Кстати, мы устанавливаем не просто ГЛОНАСС, а ГЛОНАСС/GPS. Западные суда оборудованы GPS, но мы считаем, что наши должны дополняться и ГЛОНАСС, и GPS. Но навигация держится не только на одной какой-нибудь аппаратуре — она предполагает комплексное решение. Это будущее, и мы обязаны вписываться в мировой авиационный порядок. Конечно, нужно обновлять и наземные системы, чтобы снизить минимальные требования для посадки судов.