Военное кино на родине первой Победы

Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. Сергея Бондарчука (2—6 декабря), как никакой другой, соответствует месту и цели

Смотр посвящен 70-летию битвы под Москвой, и это придает ему особое звучание. В Волоколамске состоялась одна из решающих битв Великой Отечественной. Именно здесь, в Городе воинской славы (звание, присвоенное Волоколамску в мае 2010-го), впервые прогремели грозные катюши и обессмертили свои имена 28 панфиловцев, державшие оборону в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково.

Волоколамск помнит, что такое война, и гордится подвигом своих сограждан. Фильмы, поднимающие тему Великой Отечественной, — это часть истории практически каждой местной семьи. Президент фестиваля Ирина Скобцева-Бондарчук сказала так: «Наша память так необходима сегодня, в непростое время перемен и поиска. Сегодня глубина сердечной памяти и дел старшего поколения должны быть переданы молодым. И этому может способствовать кинематограф».

Среди режиссеров, снимающих фильмы про войну, крайне мало представителей авторского кино, так называемого артхауса, озабоченного самим собою и узким зрителем. В военном жанре трудятся те, кто снимает кино ради широкого зрителя, в масштабе «широка страна моя родная».

Несмотря на лавину критики, обрушившейся на Михалкова в связи с выходом его фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель», именно ему зрители Волоколамска отдали приз зрительских симпатий. На церемонии закрытия Никита Сергеевич был крайне щедр на слова благодарности. «На волоколамском рубеже решалась судьба нации, народа, — сказал Никита Сергеевич, — печально будет, если только великая трагедия может объединить нас в великий народ!»

Когда Михалкова вызвали на сцену во второй раз — получать Гран-при (в конкурсе участвовали картины «Брестская крепость», «Земля людей, «Не сжигай это», «4 дня в мае», «Посланник», «Два дня»), он выразил неподдельное удивление. «Совпадение мнения жюри и зрителей — это большая редкость», — признался режиссер. Председатель жюри игрового кино профессор ВГИКа Сергей Лазарук прокомментировал «Цитадель» так: «Самый внушительный проект, посвященный войне. Мы были единогласны. Кое-кто из членов жюри даже прослезился…»

По случайному совпадению именно в эти дни на канале «Россия 1» идет полная версия картины Михалкова, и в одной из частей речь идет о панфиловцах. По словам Михалкова, сериал сделан не только ради того, чтобы вместить не вошедшие в фильм сцены. Режиссер решил досказать все истории, объяснить все трагедии, разобраться во всех судьбах. Появились новые серии, раскрывающие сюжетные линии. Если в фильме мы могли только предполагать, почему не разговаривает Надя, то теперь нам объяснят, как это случилось. Сериал, возможно, заставит взглянуть на весь эпический триптих по-новому. Похоже, это последний фильм Михалкова о войне, в его планах — мирная классика по мотивам рассказа Бунина «Солнечный удар».

Вторую по значению награду — специальный приз жюри — получил фильм Александра Котта «Брестская крепость». Прокат картины был не очень успешным, хотя критики ее хвалили. Да и наградами «Брестскую крепость» не баловали, что абсолютно непонятно. Зато на президента Белоруссии Александра Лукашенко фильм произвел сильнейшее впечатление. По сообщению пресс-службы белорусского лидера, он говорил, что «хотел бы, чтобы они (граждане России. — «Труд») посмотрели этот фильм.

«Мы тогда были в одних окопах, а по ту сторону были они (немецко-фашистские захватчики). Просто надо помнить, что было в нашей истории. „Брестская крепость“ — очень своевременная картина. Хотел бы, чтобы массовый зритель быстрее увидел это прекрасное кино. Это первый подобный проект, созданный в рамках Союзного государства Беларуси и России».

В неигровом конкурсе фестиваля участвовало 18 фильмов, и каждый из них был выстроен на живом материале, хронике, кинодокументах. И опять Никита Сергеевич оказался в центре внимания — стал героем небольшого эпизода документального фильма «Николай Туроверов. Страницы жизни». Он показан пришедшим на парижское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа к могиле казачьего поэта Николая Туроверова…

Сценарист и режиссер картины — Олег Филь, вице-президент Центра казачьей культуры «Ставрополь — город Святого Креста». Олег долго вынашивал мечту снять фильм о любимом поэте. В картине звучат прекрасные стихи. Но их с излишним пафосом читают артисты Тольяттинского молодежного театра. И здесь что-то не сошлось: тихое изображение, пасторальные тона и громкий, надрывный голос.

Главный приз в номинации «Неигровое кино» получил Роман Волков за фильм «Волоколамский рубеж». Он посвящен тем, кто сидел в зале, обращен к их памяти. Не случайно на церемонии закрытия зал взорвался аплодисментами и долго не отпускал со сцены режиссера, теперь его имя вошло не только в историю города, но и в историю российского кинематографа. Председатель жюри — режиссер, профессор Игорь Беляев признался: «Нам было трудно судить картины, ведь то, о чем они повествуют, — неподсудно. Каждый кадр — ослепляющая правда. Есть фильмы, которые развлекают, напрягают, расслабляют. Но показанные здесь — заставляют молиться. Выстраданные, выстроенные на этой земле…. Ты не в кино, ты в храме, ты не смотришь фильм, ты служишь молебен».

Фильм Вахтанга Микеладзе «Тайфун под Москвой» получил приз администрации Волоколамска и диплом Фонда поддержки неигрового кино Романа Кармена. Режиссер, обращаясь к войне, не работает в жанре военной сводки, он всматривается в прошлое через настоящее, совмещает живое и ушедшее, хронику с современным материалом, придает деталям вселенский смысл.

Сегодня военные фильмы снимаются не только для ветеранов, для которых одна строчка «Вставай, страна огромная» уже вызывает трепет, но и для молодого поколения. Режиссеры, операторы используют новейшие технологии, показывают войну в новом ракурсе, поднимают невостребованные темы, истории, встречаются с последними очевидцами войны, которых возвышают до уровня героев.

Александр Гуськов, получая приз за мужскую роль в фильме «4 дня в мае», сказал: «Через роль я поблагодарил своего деда и все поколение, которое прошло через войну. Спасибо тем, кто такое кино снимает. Спасибо зрителям, которые смотрят не только триллеры и комедии…»