Продвижению по карьерной лестнице мешают психологические барьеры и стереотипы — таков результат исследований среди российских работников. Судя по данным-КА «Контакт», 97% считают, что на топовые позиции берут только мужчин, 16% думают, что место достанется экспату, а 26% и вовсе уверены, что получить его можно только по знакомству — стеклянный потолок в действии.
Понятие «стеклянный потолок» появилось в сфере американского менеджмента еще в начале
На сегодняшний день в России самой недостижимой считается должность гендиректора — об этом заявили 40,4% опрошенных. Должности директора отдали свои голоса 23,4%, руководителя департамента — 26,9%, менеджера и старшего специалиста — 6,8 и 2,5% соответственно.
Мужчины более предсказуемы
Миф о том, что мужчины — лучшие работники, в нашем обществе действует и сейчас. «Считается, что мужчины способны логически мыслить, а женщина использует эмоции. Безусловно, такие представления отчасти устарели», — говорит
О подобном отношении к половым различиям говорят и сотрудники кадровых агентств. «Существует мнение, что мужчина более предсказуем в работе и нацелен на карьеру», — отмечает ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук.
Работодатели подчеркивают: у
«
Выбор в пользу мужчин делается и по историческим причинам, считают кадровики. «Руководитель должен доминировать над своими сотрудниками. Ему необходимы твердость, властность, иногда — жесткость. Подразумевается, что эти качества больше свойственны мужчинам», — говорит гендиректор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.
Вся родня пристроена
Большинство россиян до сих пор не представляют, как можно получить хорошую работу или повышение, не имея в компании «своих» людей.
«В царской, а потом и в советской России назначение на те или иные позиции, «генеральские должности» часто определялось принадлежностью к тому или иному сословию, классу. Часто определяющим фактором могла стать протекция. Еще Грибоедов писал в «Горе от ума»: «Ну как не порадеть родному человечку!» — комментирует Борис Аникеев.
Рекрутеры подтверждают: родственников и знакомых любят и сейчас. «Нет дыма без огня. Если компания семейная, то не стоит удивляться, что ключевые позиции в ней занимают родственники и родственники родственников», — говорит Ольга Мусейчук.
Так называемый блат при устройстве на работу может сыграть на руку не только кандидату, но и компании в целом. «Если сотрудник компании готов рискнуть своей репутацией и поручиться за человека, значит, этот новый сотрудник может быть интересен компании», — говорит Михаил Графский.
Хочешь повышения — говори об этом
По данным того же исследования, только 21,9% опрошенных готовы говорить с начальством о повышении как можно чаще. Остальные или вообще не будут проявлять инициативу, или скажут руководителю о своем желании единожды.
«Возможно, здесь срабатывает извечный, даже природный страх человека перед более „сильным в стае“. В нашем случае — перед человеком, находящимся выше по карьерной лестнице, наделенным большими полномочиями», — отмечает Борис Аникеев.
Психологи уверены: нежелание разговаривать или же однократный разговор о повышении — всего лишь попытка снять с себя ответственность за свое же движение по карьерной лестнице.
«Поговорив с начальником, сотрудник как бы снимает с себя ответственность за повышение: я, мол, ему сказал о своем желании — теперь пусть он думает, как и куда меня повысить. А я буду сидеть и ждать. Если повышения не произойдет, то я всегда могу обидеться или уволиться», — говорит Михаил Графский.
Такое поведение создает иллюзию того, что работнику больше не нужно вкладываться в собственное развитие и от него больше ничего не зависит. Многие просто боятся поставить руководителя в неудобное положение вопросами о повышении.
«Сотрудник лишний раз не хочет беспокоить своего начальника просьбами, которые зачастую являются невыполнимыми. Согласитесь, иногда амбиции работника могут быть выше его навыков и компетенций», — отмечает Ольга Мусейчук.
В то же время представители бизнеса предостерегают работников от ложной скромности: именно активные сотрудники — первые претенденты на повышение. «Наши сотрудники всегда могут заявить о желании „вырасти“ — более того, мы постоянно ищем таких и формируем ежегодно группу „кадрового резерва“, куда включаем перспективных работников. Для них проводится дополнительное обучение и предоставляются любые появившиеся возможности роста», — объясняет директор по персоналу агентства недвижимости «Итака» Елена Соколова.
Цифры
- 97% работников уверены, что руководящую должность скорее отдадут мужчине
- 35% российских работников бывали в ситуации, когда на повышение пошли их коллеги, а не они
- 22% готовы как можно чаще говорить о своем повышении с начальством
- 26% респондентов уверены: получить хорошую должность можно только по знакомству
- 7% считают стеклянным потолком должность менеджера
- 2% видят потолок в должности старшего специалиста
Данные исследования агентства «Контакт»