11 декабря в таиландском Бангкоке был задержан грузовой самолет Ил-76. По документам, на его борту должно было находиться нефтяное оборудование. Однако на поверку оказалось, что воздушный корабль перевозил почти 40 тонн оружия (ручные гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы).
Экипаж, состоявший из пяти человек, четверо из которых являются гражданами Казахстана, а командир судна Михаил Петухов - гражданином Белоруссии, был арестован. 13 декабря ему было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия.
Самолет был зарегистрирован в Грузии. Существуют предположение, что он совершал рейс из Украины в Пхеньян и обратно, но эта версия не доказана. Как передает агентство «Интферакс», откуда прилетел самолет и каков был пункт его назначения, пока никто не может сказать с уверенностью.
По признанию командира экипажа, Ил-76 вылетел из Украины, оружие загрузил в Северной Корее и после дозаправок в Таиланде и Шри-Ланке должен был вернуться обратно.
Альтернативная версия гласит, что самолет направлялся в Северную Корею из Минска.
Сегодня появилась информация о том, что задержанное судно было взято у Грузии в аренду новозеландской компанией. Об этом сообщил пресс-секретарь министерства иностранных дел (МИД) Казахстана Ильяс Омаров. «По информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде и компетентных органов Казахстана, задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он был арендован новозеландской компанией SP TRAITING, LTD для осуществления перевозки грузов», - рассказал пресс-секретарь МИД Казахстана.
Ильяс Омаров заявил, что в настоящее время дипломаты Казахстана ведут переговоры с таиландской стороной о том, чтобы члены экипажа воздушного корабля были выпущены под залог: из пяти членов экипажа, напомним, четверо являются гражданами Казахстана, один – гражданин Белоруссии. Грузинская компания наняла этих людей для обслуживания самолета, что не противоречит международным нормам, сообщил Ильяс Омаров.
До 7 октября 2009 года задержанный Ил-76 принадлежал Казахстану, заявил сегодня на прошедшем в Астане пресс-брифинге председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда. По его информации, задержанный грузовой самолет Ил-76 «до весны этого года принадлежал казахстанской частной авиакомпании «Ист Винк», затем его выкупила казахстанская авиакомпания «Бейбарыс», которая в свою очередь в октябре этого года продала самолет грузинской авиакомпании Air West Georgia». Так как сейчас судно Казахстану не принадлежит, их стороне неизвестно, куда направлялся груженый оружием воздушный корабль.
Грузия утверждает, что этот Ил-76 арендовала украинская компания SP Trading. «Договор о лизинге был заключен 5 ноября», - рассказал руководитель Единой транспортной администрации Грузии Георгий Бучукури.
Украина же отрицает свою причастность к загадочному самолету. Министерство транспорта и связи уверяет, что никакими документами, подтверждающими факт аренды украинскими компаниями арестованного в Таиланде воздушного судна, не располагает. Самолет зарегистрирован в Грузии, а значит, согласно положениям Чикагской конвенции 1944 года, именно она несет ответственность за его состояние и эксплуатацию. Среди членов экипажа не было украинцев. Более того, никаких запросов на вылет или прилет самолета Ил-76 в украинские аэропорты в Госавиаадминистрацию Украины не поступало, сообщил первый заместитель министра транспорта и связи Украины Василий Шевченко. Учитывая все это, «данный вопрос не относится к компетенции Министерства транспорта и связи Украины», - добавил он.
Тем не менее, украинская сторона обещает способствовать расследованию этого запутанного дела, заявил министр иностранных дел Украины Петр Порошенко.
Заместитель начальника управления информации МИД Белоруссии Мария Ваньшина, в свою очередь, опровергла, что командиром судна являлся гражданин республики Михаил Петухов. Она заверила, что сейчас принимаются все меры по его защите, и добавила, что «в настоящий момент прорабатывается возможность освобождения всех членов экипажа воздушного судна под залог».