Пошли в кино

За время кризиса в стране сократилось кинопроизводство, но вырос прокат

У людей не было иной отдушины, кроме кино, манившего преувеличенными страстями, чрезмерной роскошью и невероятной экзотикой. 

Почти век спустя за право обеспечивать зрителей сказкой борются самые различные медиа, и еще недавно казалось, что телевизор и интернет начинают брать верх в этой борьбе, однако кризис расставил свои приоритеты: американские кинопрокатчики к концу 2009 года рассчитывают собрать рекордные 10 млрд. долларов.

Рублевые показатели российских кинотеатров тоже поражают воображение, хотя ум подсказывает, что цена билета не увеличилась, а курс доллара вырос, но так или иначе рост сборов свидетельствует об одном — народ пошел в кино.

И это несмотря на то, что кризис ударил по кинематографу с не меньшей силой, чем по другим сферам российской экономики. Площадки «Мосфильма» и других крупных студий страны простаивали без дела, гонорары звезд сократились, коммерческие банки и частные инвесторы отказывались рисковать, вкладываясь в кинопроизводство.

Разумеется, результаты, показанные в 2009 году российским кинопрокатом, и близко нельзя сравнить с «золотым веком» Голливуда, но все-таки посещаемость кинотеатров в стране выросла на 17%.

Но чтобы заставить людей оторваться от домашних кинотеатров, ноутбуков и смартфонов, на которых теперь тоже можно смотреть фильмы, киноиндустрии приходится придумывать все новые ухищрения, чтобы залучить публику в просторные залы. Так, в уходящем году настоящий бум пережили 3D-технологии. Посмотреть трехмерный фильм на домашнем экране пока что затруднительно, и поэтому многие зрители с удовольствием идут в 3D-кинотеатры, которые в 2009 году стали открываться не только в двух российских столицах, но и в провинции. Кризис кризисом, а от семейного похода в кинотеатр наши люди отказываться все еще не намерены.

В острой конкурентной борьбе за звание самой успешной фабрики грез выигрывают те кинокомпании, которые в этом году либо сделали ставку на экранизации, либо продолжили свои же успешные проекты, либо накормили почтенную публику малобюджетным юмором или страхом. Также кризис показал, что будущее коммерческих кинотеатров за 3D-форматом.

И хотя формально кинематографический год еще не завершен — на подходе долгожданный «Аватар», скоро выйдут «Шерлок Холмс» и «Черная молния», но те деньги, которые они принесут, будут подсчитаны в самом конце этого года и в начале следующего. А потому — время подводить итоги.

В начале этого года Ассоциация кино- и телепродюсеров примерно в три раза уменьшила гонорары работников киноиндустрии, а ряд крупных кинокомпаний был вынужден сократить число своих сотрудников на 20–30%. Доля российского кино в прокате в 2009 году упала с 24 до 19%, поскольку большое количество проектов (около 70) было заморожено из-за нехватки средств.

Продюсеры считают, что кризис отсеет лишних людей, сократит аппетиты актеров и заставит тщательнее отбирать проекты на уровне сценария, поскольку успех картины не всегда зависит от затрат, а расходы на фильмы в последнее время основательно превышали кассовые сборы.

А сборы растут. За первые три квартала 2009 года сборы по сравнению с прош-лым годом выросли на 18,5%, на 17% увеличилось посещение кинотеатров. В Америке похожая ситуация: к концу 2009 года Голливуд планирует достичь по сборам рекордного уровня в 10 млрд. долларов. В России цена билета не выросла и составила примерно 160 рублей, так что кино по-прежнему является одним из самых недорогих развлечений и в ближайшее время таковым и останется: директора кинотеатров пока не планируют поднимать цены.

Среди самых кассовых фильмов 2009 года большинст-во опирается на что-то уже знакомое зрителю: части франшиз, экранизации, актуальные темы. Отечественные продюсеры утверждают, что зрители хотят комедий и ужасов: эти жанры остаются самыми востребованными. Можно прогнозировать и рост числа малобюджеток: сейчас как пример грамотной реакции на кризис приводят неглупую картину Григория Константинопольского «Кошечка», на которую было потрачено всего 80 тысяч долларов.

«Сумерки. Сага. Новолуние», США

Режиссер Крис Уайтц, в ролях: Роберт Паттинсон, Тэйлор Лотнер, Кристен Стюарт

Прокатчик: кинокомпания «Вест»

В прокате 3 недели, прокат продолжается

Сумма сборов на данный момент: 507 580 230 рублей

Вторая часть франшизы по произведениям Стефании Майер о девушке Белле, полюбившей вампира Эдварда.

Утром того дня, когда в российских кинотеатрах начали показывать картину, у касс стояли очереди.

На премьере фильма в Мичигане один из зрителей, впечатленный картиной, сильно укусил сидящую впереди девушку за шею.

Елена Шнеерсон, директор по рекламе и PR кинокомпании «Вест»:

— По данным крупнейшего оператора по продаже кинотеатральных билетов Fandango, за неделю до выхода в мировой прокат фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» установил новый рекорд по количеству билетов, проданных до премьеры. А в России поклонники саги начали интересоваться, когда билеты поступят в продажу, где-то с августа.

Роберт Паттинсон опережает в рейтингах секс-символов Брэда Питта и Джонни Деппа, и это похоже на ажиотаж вокруг Леонардо Ди Каприо после «Титаника». Его Эдвард — воплощение мечты большинства женщин от 10 до 70 лет. Он красив, образован, великолепно разбирается в музыке и литературе, а принадлежность к вампирам дает ему возможность выглядеть юным, имея при этом столетний жизненный опыт. Героиня — девушка обычная, и каждая может представить себя на ее месте. Такие романтические произведения привлекали женщин во все времена. Этим, наверное, и объясняется невероятный бокс-офис фильма «Новолуние» — почти 500 млн. долларов сборов в мировом прокате всего за 10 дней.

«2012», США

Режиссер Роланд Эммерих, в ролях: Джон Кьюсак, Златко Бурич, Вуди Харрельсон

Прокатчик: кинокомпания «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг» (СНГ)

В прокате 4 недели, прокат продолжается

Сумма сборов на данный момент: 1 029 949 944 рубля

В 2012 году, согласно календарю индейцев майя, наступает конец света, который Роланд Эммерих сделал изумительно красивым.

Перед премьерой картины в одном из кинозалов Екатеринбурга была прочитана лекция, организованная Главным управлением МЧС РФ по Свердловской области, о способах выживания при природных и техногенных катастрофах.

Серьезные сборы фильм сделал в Китае: зрители рады тому, что в фильме производства США Китай выглядит не врагом, а союзником, и пересматривают картину по несколько раз.

Антон Сиренко, генеральный директор кинокомпании «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг» (СНГ):

— Те сборы, которые сделал «2012», — абсолютный рекорд для игрового зарубежного кино, такого уровня достигали только российские суперблокбастеры или же анимационные сиквелы. «2012» — фильм-аттракцион, насыщенное спецэффектами зрелище, и это веская причина пойти в кинотеатр: при просмотре фильма дома получить все впечатления невозможно, необходим большой экран. Так что в какой-то степени мы вернули зрителей в кинотеатры.

Фильм захватывает дух, вызывает сильные и чистые эмоции. Когда идея глобальной катастрофы звучит не фантастически, а вполне реалистично, этим эмоциям легче пробиться сквозь скепсис: если зритель доверяет происходящему на экране, это помогает ему задуматься о своей жизни. А у фильма Роланда Эммериха правильный и четкий месседж: понятно, что самое важное в жизни — быть вместе с людьми, которых любишь, а все остальное преходяще.

«Тарас Бульба», Россия

Режиссер Владимир Бортко, в ролях: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков

Прокатчик: кинокомпания «Централ Партнершип»

В прокате 6 недель

Сумма сборов: 567 536 370 рублей

Экранизация повести Гоголя, в которой казак Тарас Бульба бьется с поляками, попутно проясняя отношения с двумя своими сыновьями. Несмотря на обвинения в искажении романа в угоду пропагандистским целям, картина имела счастливую прокатную судьбу.

На данный момент существует 9 экранизаций гоголевской повести, среди них американская, где главную роль играет Юл Бриннер, и итальянская, которая называется «Taras Bulba, il cosacco».

«Обитаемый остров», Россия

Режиссер Федор Бондарчук, в ролях: Василий Степанов, Алексей Серебряков, Юлия Снигирь

Прокатчик: кинокомпания «Каро-прокат»

В прокате 5 недель

Сумма сборов: 641 625 203 рубля

Экранизация романа братьев Стругацких о юноше Максиме Каммерере, после аварии звездолета оказавшегося на странной планете.

Коммунисты Петербурга и Ленинградской области обвинили Федора Бондарчука в том, что он «превратил повесть о Корчагине грядущих веков в низменный блокбастер».

 

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», Великобритания — США

Режиссер Дэвид Йейтс, в ролях: Дэниэл Рэдклифф, Алан Рикман, Руперт Грин

Прокатчик: кинокомпания «Каро-премьер»

В прокате 5 недель

Сумма сборов: 588 380 583 рубля

Экранизация шестой части саги Джоан Роулинг, в которой между тьмой и светом начинается война.

Премьеру картины перенесли с ноября прошлого года на июль, а потом объявили о новом переносе — на декабрь. Обезумевшие фанаты не сразу сообразили, что объявление состоялось 1 апреля.

«Ледниковый период-3: Эра динозавров», США

Режиссер Карлос Салдана

Прокатчик: кинокомпания «XX век Фокс СНГ»

В прокате 9 недель

Сумма сборов: 1 391 763 383 рубля

Отправившись спасать снова попавшего в историю ленивца Сида, герои обнаруживают под землей мир, в котором обитают динозавры. В этой части почти все герои попадают в ситуации, связанные с семейными ценностями, что в результате добавило фильму молодежной аудитории, выросшей вместе с анимационными героями и вступившей в пору полового созревания и первых любовных драм.

Руководство кинокомпании Fox обещает еще и четвертую часть, подозрительно напоминающую «Ночь в музее»: белка и ее друзья будут заморожены заживо, а потом оттают в палеонтологическом музее.

«Эра динозавров» стала лидером международного проката, заработав за пределами США более 640 млн. долларов.

Режиссер Карлос Салдана сказал о картине: «Это наш самый амбициозный проект».

Марина Бодягина, директор по прокату кинокомпании «XX век Фокс СНГ»:

— «Ледниковый период» — давно существующий на рынке бренд, и на то, что третья его часть сделала такие большие сборы, конечно, повлиял успех двух первых частей. «Эра динозавров» демонстрировалась в кинотеатрах 9 недель. В прокат картина вышла 1 июля, и эта дата оказалась очень удачной, поскольку шли летние каникулы. Дети очень охотно смотрели фильм, и прокат был продлен до начала сентября. У «Ледникового периода» есть одна уникальная особенность — он рассчитан на чрезвычайно широкую аудиторию, от трехлетних детей до их 60-70-летних бабушек и дедушек, вместе с которыми они приходят в кинотеатры.

Другие кассовые фильмы 2009 года

1. «Трансформеры: Месть падших» (США)

Прокатчик: кинокомпания «Централ Партнершип»

В прокате 5 недель

Сумма сборов: 566 136 824 рубля

2. «Каникулы строгого режима» (Россия)

Прокатчик: кинокомпания «ХХ век Фокс СНГ»

В прокате 5 недель

Сумма сборов: 547 088 862 рубля

3. «Форсаж-4» (США)

Прокатчик: кинокомпания UPI

В прокате 4 недели

Сумма сборов: 476 186 322 рубля

4. «Монстры против пришельцев» (США)

Прокатчик: кинокомпания «Централ Партнершип»

В прокате 6 недель

Сумма сборов: 449 138 597 рублей

5. «Терминатор: Да придет спаситель» (США-Германия-Великобритания)

Прокатчик: кинокомпания «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг»

В прокате 5 недель

Сумма сборов: 445 857 284 рубля