Валентина Титовна, не дождавшись публичного "посвящения" в бомжи, умерла до моего приезда в Биробиджан. На балконе ее квартиры сиротливо торчал грязный пружинный матрац. Из щелей разбитой двери тянуло каким-то варевом...
"Нехорошая квартира" с 1996 года состояла на учете в городском отделе милиции. Но о том, как избавиться от зловредной соседки, жильцы дома номер 14-а по улице Невской города Биробиджана задумались года два назад.
- Валентина давно выпивала, - рассказывает пенсионерка Елена Жорникова с третьего этажа. - А когда из тюрьмы вернулся сын Валера, то квартира превратилась в притон. Там постоянно пьянствовали и дрались.
К сожалению, такое варварское отношение к собственному жилью - не редкость. Почти 10 лет боролась с соседом сверху, который регулярно заливал ее квартиру, биробиджанка Юлия Сергеевич. Ни просьбы, ни угрозы не помогали. Выселить его прежний закон не позволял. В конце концов, ей пришлось менять свою ухоженную квартиру на другую. Только так и спаслась от варвара.
- В городе десятки "убитых" квартир, хозяева которых доводят соседей до белого каления, - говорит юрисконсульт МУП "Единый заказчик" города Биробиджана Евгения Лезина. - Мы выявляем их во время рейдов по квартирам неплательщиков за коммунальные услуги. Но для того, чтобы можно было принять к ним меры, надо, чтобы действовала не только власть, но и соседи. А народ у нас слишком терпеливый...
- Лишить гражданина права собственности на жилье очень сложно, - рассказывает работник Биробиджанской городской прокуратуры Ольга Казакова. - Нам пришлось потратить полгода на сбор документов. Мы доказали, что Губаренко не только нарушала общественный порядок в многоквартирном доме, но и разрушила благоустроенную квартиру.
Суд постановил: продать квартиру Губаренко с публичных торгов, из вырученной суммы вычесть расходы на исполнение судебного решения, а оставшиеся деньги вручить бывшей хозяйке.
Однокомнатная квартира в Биробиджане тянет нынче на 150 - 200 тысяч рублей. Но за "убитую" квартиру больше 40 - 50 тысяч рублей никто не даст. На руки за вычетом судебных издержек Валентина Губаренко должна была получить сущие гроши. Получается, суд таким образом приговорил пенсионерку к бомжеванию. Жалко?
- Суд руководствовался законом, а не эмоциями, - комментирует приговор судья Татьяна Завальная. - Каждое второе дело, которое я веду, - о выселении из жилого помещения. Только в этом году я вынесла около 15 приговоров. Сейчас это обычное дело: собственник-муж выселяет после развода жену или зять - тещу, свекровь - невестку, тесть - зятя и так далее. Статья 35 нового Жилищного кодекса РФ это позволяет.
Скандальная история с выселением пенсионерки Валентины Губаренко из собственной квартиры переполошила всю область. Да и в соседних краях народ от такой новости вздрогнул. Люди встают на защиту обиженной дворняжки, а тут человека, пусть и пьющего, - в подворотню, на мороз... Но где же выход? И людям, попадающим под карающий меч нового Жилищного кодекса, хочется посочувствовать, и тех граждан, чья жизнь превращается в ад из-за "веселого" соседства, тоже понять можно.