С 1992 года эти РЛС, построенные еще в советские годы, работают исключительно в интересах России, за что Киев ежегодно получает по 1,2 миллиона долларов. Появление на этих важнейших объектах заокеанских гостей означает, что Минобороны РФ не сможет надежно отслеживать пуски межконтинентальных баллистических ракет с любых иностранных атомных подводных лодок из акваторий Средиземного моря, Южной и Центральной Атлантики. Образующаяся информационная дыра в весьма дорогостоящей отечественной системе противоракетной обороны ставит под вопрос даже нашу возможность осуществлять эффективное ядерное сдерживание. Понятно, что придется принимать срочные меры. Это потребует огромных финансовых вложений.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА":
Отечественная система предупреждения о ракетном нападении начала создаваться в 1976 году. В настоящее время состоит из двух эшелонов - наземного и космического. Наземный эшелон включает в себя восемь отдельных радиотехнических узлов, пять из которых, включая севастопольский и мукачевский, оказались за пределами России. Информация со станций передается на командный пункт армии ракетно-космической обороны в подмосковном Солнечногорске.
Стоит заметить, что нужду российских военных в информации из Севастополя и Мукачево Украина не раз пыталась использовать для давления на Москву. Так, в апреле 2004 года несколько партий и организаций националистического толка обратились к официальному Киеву с требованием закрыть не только эти РЛС.
В заявлении, в частности, говорилось: "Размещение на нашей территории одного из ключевых элементов российской СПРН представляет для Украины непосредственную угрозу попасть под превентивный ядерный удар". Очевидный факт, что даже если ядерный апокалипсис начнется не с Севастополя и Мукачева, а, скажем, с Урала, то псевдопатриоты Украины тоже вряд ли уцелеют, торгашей от политики не убедил. Но, к счастью, киевские власти этот демарш оставили без внимания.
В феврале нынешнего года собственных дровишек в наметившийся межгосударственный спор решил подбросить главком воздушных сил Украины генерал-полковник Анатолий Торопчин. Ему вдруг показалось, что миллион с лишним в валюте, получаемый его страной за информацию из Севастополя, маловато будет. Ведь, рассуждал он, за использование такой же РЛС в азербайджанской Габале Россия ежегодно выкладывает по 5 миллионов долларов. Вроде бы забыл украинский полководец, что объекты ПРО и в Севастополе, и в Мукачеве безраздельно находятся в распоряжении его страны, обслуживаются исключительно национальным воинским персоналом и лишь продают информацию в Солнечногорск. А в Габале сидит расчет российских военных. И потому надежность его для Москвы на порядок выше. Соответственна и цена.
Стоит заметить, что на сей раз Киев обставил все более тонко. Пакет предложений, переданных американцам президентом Ющенко, касается углубления взаимного сотрудничества в изучении космического пространства. Выходит, шаг этот выглядит не как сделанный в пику России. Вроде, просто идет конверсия. Бывшие военные станции станут на пользу всему человечеству наблюдать за околоземными орбитами. Только в свете наметившихся сложностей с газом для Киева такое совпадение выглядит чересчур подозрительно.
Прокомментировать ситуацию "Труд" попросил генерал-полковника Вольтера КРАСКОВСКОГО, который в 1986-1991 гг. командовал войсками ракетно-космической обороны страны:
- Конфликт военно-политических интересов, связанный с ситуацией вокруг украинских РЛС, на мой взгляд, нельзя рассматривать изолированно от общего плана завоевания глобального господства в космосе, который США настойчиво претворяют в жизнь. Базы национальной ПРО уже создаются на Аляске - в 2007 году они должны встать в строй - и в Калифорнии. Почти достигнута договоренность с Польшей о размещении там элементов НПРО. Есть планы в отношении Венгрии и Болгарии. И даже недавнее соглашение с Румынией о передаче США четырех военных объектов тоже надо рассматривать в контексте последних событий.
Украина представляет для американцев особый интерес. Учитывая, что она настойчиво стремится в НАТО, уже в недалеком будущем эти РЛС могут стать основой новых натовских баз в непосредственной близи от российских границ. Возможные последствия надо просчитывать уже сейчас. Соглашение 1992 года, на основании которого все эти годы и шел информационный обмен, с самого начала не имело прочного фундамента. Однажды мы уже находились в такой ситуации, когда после получения независимости Латвия закрыла крайне важную для нас РЛС в Скрунде. Но тогда незащищенное воздушное пространство почти сразу "закрыла" РЛС в Белоруссии, в Барановичах. Сейчас Юго-Западные воздушные космические рубежи прикрыть нечем. При самых благоприятных условиях на строительство так называемых РЛС заводской готовности уйдет довольно длительное время. Это мобильные станции предупреждения о ракетном нападении, о которых прежний командующий космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов говорил еще в 2001 году.
Как минимум нам нужны две такие РЛС - на севере и на юге. Строительство первой продвигается более-менее успешно, второй - медленнее. Они нужны нам как воздух, поскольку уже к 2010 году США намерены реализовать свой план "Перспектива" - это глубокая модернизация вооруженных сил и создание первой очереди национальной ПРО. Между тем некоторые наши крупные военные руководители заявляют, что американская ПРО никакой угрозы для России не представляет. Но ведь ее усиление - прямое ослабление российской системы предупреждения о ракетном нападении.