"ИМ НЕЗНАКОМО ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ"

"Выбор момента для объявления об одностороннем выходе США из Договора по ПРО от 1972 года - самый неудачный из всех возможных", - сказал в беседе с корреспондентом "Труда" профессор Анатолий УТКИН, директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН.

- Чем чреваты похороны договора, который официальные лица в Москве вплоть до последнего времени называли не иначе как "краеугольный камень стратегической безопасности"?
- Не стоит забывать, что ядерное оружие - это оружие бедных. Поэтому в каком-то смысле "преднамеренное убийство" Договора по ПРО развязывает руки России. Диапазон военно-технических ответных мер довольно широк. Как один из вариантов, мы устанавливаем кассетные боеголовки на свои тяжелые ракеты. Мы сможем воспользоваться тем, что у наших межконтинентальных баллистических ракет СС-18 (по западной классификации "Сатана") огромная подъемная сила и они способны вывести на цель не 6 - 8, а 40 боеголовок. Не будут лишними и новые твердотопливные ракеты "Тополь", которые обладают повышенной мобильностью...
При этом задуманная система ПРО, на создание которой потребуется как минимум десять лет, должна будет перехватывать все до единой боеголовки, не разбирая - то ли в ней смертоносная начинка, то ли фольга от шоколадки. Правда, для нашего соседа Китая, не обладающего крупным ракетным арсеналом, даже такая система станет "блокирующей".
- Выходит, для нас последствия не так уж пасмурны и можно не обращать внимания на случившееся?
- Едва ли. Взгляните на действия администрации США в ретроспективе и в контексте ее прежних поступков. Не так давно тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт уговаривала Москву надавить на Белград, чтобы заставить Милошевича "сдать" Косово. Миссия Черномырдина возымела эффект. Взамен мы просили одного: образовать анклав вокруг исторических православных монастырей и Косова поля, чтобы 100 - 200 тысяч местных сербов смогли бы найти там убежище и не стать жертвами боевиков Армии освобождения Косова. Нам отказали.
На прошлой неделе обсуждали идею британского премьера Тони Блэра преобразовать НАТО в "двадцатку", где у России было бы не больше прав, чем у Люксембурга, но и не меньше. Но вместо этого вновь заговорили о расширении альянса за счет пограничных с Россией балтийских государств. А как же заключенная в 1990 году Парижская хартия о "внеблоковой" Европе? Организации Варшавского договора нет уже и в помине. НАТО есть. Когда Россия вывела окончательно войска из восточных земель Германии - чем ответил Североатлантический альянс? Расширением на Восток.
После сентябрьской американской трагедии США успели простить долги Польше и Иордании, "скостили" Пакистану 1 миллиард долларов. Почему бы тогда не облегчить долговое бремя России, которая не мешкая объявила о своей солидарности с Америкой в этот трудный час? Почему бы не сократить долги СССР - страны, которой уже не существует на политической карте?
И это после того, как союзники России в Афганистане, бойцы Северного альянса, выполнили, по сути, за американцев грязную и опасную работу. Еще не похоронены все трупы с улиц Кандагара, еще не забылись слова о партнерстве США и России, и в частности, о консультациях по поводу судьбы Договора по ПРО, сказанные на техасском ранчо, а администрация Буша торопится с реанимацией планов "звездных войн".
Впрочем, все эти ламентации вдогонку - напрасная трата времени. Хотя трудно не прийти к прискорбному выводу, что американской дипломатии, похоже, чувство благодарности неведомо. А ведом ли долгосрочный расчет? Всем понятно, что с падением Кандагара и выдавливанием из власти талибов противоборство с международным терроризмом не закончится. Завтра будут новые конфликты, спровоцированные множащимися по свету ячейками и спорами "террористического интернационала". И Россия будет востребована. Но преподнесенные ей ныне уроки неблагодарности едва ли забудутся.