ТРЫН-ТРАВА ОТ ВСЕХ НАПАСТЕЙ

"А если вы, перед тем как залить заварку кипятком, добавите в чайник щепоть сахара, то получите напиток не просто вкусный и бодрящий, но и обогащенный катехинами, что очень полезно для нормализации сердечно-сосудистой деятельности, - пейте на здоровье!" Виктор Васильевич щедр на советы, полезные для всех без исключения и безвредные, потому что уже 50 лет своей профессиональной деятельности неукоснительно придерживается известного принципа: "Не навреди!"

Его книги начали издавать в 1957 году. Они никогда не залеживались на полках. Общий их тираж теперь уже превысил миллион экземпляров. Хотя Телятьев - не писатель.
В 70-е годы он столь сильно притягивал внимание иркутских телезрителей, что его стали узнавать на улицах первые встречные. Чтобы меньше докучали, Телятьев сбрил роскошную экспедиционную бороду и больше стал писать в газеты. Но он - не журналист. Те, кому довелось слышать, как Телятьев поет старинные романсы, лирические песни 30-60-х годов, - надолго подпадали под обаяние его негромкого задушевного голоса, бархатного, что называется, тембра. Но он - не артист, не певец.
Спросите Телятьева о любом зеленом побеге, и он обязательно представит растение по всей форме - с латинским "паспортом", с российской "пропиской по месту проживания", с народным прозвищем. Вот хотя бы так: кашкара - это Rhododendron aureum Georgi, то есть рододендрон золотистый, кашкарник, черногрив... Растет по каменистым склонам и скалам под пологом хвойного, главным образом кедрового леса, в пригольцовой зоне по всей Восточной Сибири. "При ангинах действует великолепно!" - обязательно добавит Виктор Васильевич. Ответ на любой подобный вопрос будет обстоятельным: но Телятьев - не ботаник.
Кто же он, человек, известный специалистам по всей России, а в Сибири - тем более, - в том числе и с помощью своих книг?
Он - фармацевт, провизор, фармакогност, энциклопедист. Крупный специалист по лекарственным растениям. По-народному - травник. Но как раз последнего слова Виктор Васильевич не любит.
"Травник", - рассуждает он сердито, - из того же ряда, что "костоправ", "знахарь". Травник - человек, торгующий травами. А я - фитотерапевт".
Чем больше я узнавал Виктора Васильевича, тем более мне казалось, что именно судьба вела Телятьева за руку.
После войны он поступил на одно из престижнейших в то время отделений горно-металлургического института (решил пойти по стопам отца, директора шахты). Но простыл в колхозе, куда студентов посылали сразу после вступительных экзаменов, и заболел настолько, что его отправили в академический отпуск - лечиться.
Его плеврит, достаточно опасный и трудноизлечимый в первые послевоенные годы, и конъюнктивит, про который "местные забайкальские коновалы" сказали: "Трахома!", - исцелили не советские медики, а японские военнопленные врачи из медотдела Квантунской армии, на родине Телятьева, в Забайкалье, отбывавшие срок за участие во второй мировой войне. Так судьба демонстрировала юноше цену подлинных знаний и указывала дорогу, которую он не сразу разглядел. Судьба буквально "за руку" привела Виктора в медицинский институт на фармакологический факультет ("Чему я очень сопротивлялся: 49 девушек и один я"). После окончания мединститута его распределили в мединститут же, на кафедру фармакогнозии. Уже более полувека он занят до сих пор ненаскучившим делом: изучает лекарственное сырье растительного и животного происхождения, готовит препараты, помогает людям не болеть. Мединституту отдал более 25 лет, трудился в институте эпидемиологии и микробиологии, много лет работал в Институте физиологии и биологии растений Сибирского отделения РАН. В партию не вступал "из принципа", поэтому ученых степеней не имеет. К тому же Виктор Васильевич с возрастом внял главному: не в степенях дело - в знаниях, умениях, опыте.
В фундаменте его личного научного и практического багажа - тонны грузов, тысячи экспедиционных километров, полсотни полевых сезонов в горах Саян, по берегам Лены и Киренги, в Прибайкалье и Забайкалье, на Дальнем Востоке. Но желание "ходить по тайге" написано на челе Телятьева до сих пор, в любое время:
- Два-три дня я в городе, три-четыре - в поле.
- И так постоянно?
- Все лето...
- А лето когда начинается?
- В мае, - смеется Телятьев.
- И заканчивается?
- Когда снег ложится...
Теперь он в основном работает в Нижнем Кочергате и окрестностях - вблизи собственной базы. Здесь в экологически девственном месте близ Байкала остались строения несостоявшейся турбазы, просуществовавшей пару сезонов и сгинувшей втихомолку. В начале 90-х за несколько тысяч рублей Виктор Васильевич купил остатки дощатых "вигвамов" и оформил аренду земельного участка. Так "Вивател" обрел полевой лагерь и к таежным просторам добавил рукотворную плантацию лекарственных трав.
Что такое "Vivatel"? По-русски - это ВИктор ВАсильевич ТЕЛятьев. С латыни - продлевающий жизнь. В переводе с российской действительности - частное научно-практическое предприятие: лаборатория фитотерапии Телятьева, которая занимается сбором лекарственных трав, приготовлением препаратов, лечением. На прием к Телятьеву записываются загодя, потому что больных он смотрит один день в неделю. Остальное время расписано на много лет вперед: надо работать в Кочергате, и за компьютером сидеть (последнюю свою книгу Виктор Васильевич набирал сам), и в СИФИБРе готовить препараты - поддерживать научную форму...
- Я их сам готовлю, потому что необходимо точно выдерживать технологию приготовления: крепость спирта, время экстракции, степень измельчения лекарственного сырья - влияет много факторов. Чтобы их готовить, приходится решать массу проблем. Взять ту же спиртовую. Медицинский спирт - проблема: на частное предприятие не положены фонды. Перегоняю водку. Но цены мы не закручиваем. Вы сами видели: в основном у меня лечатся малообеспеченное население, пенсионеры.
Добавлю: не только иркутяне - однажды, после статьи в центральной газете, Телятьев получил более 36 тысяч писем со всего Советского Союза, на многие ответил.
Стариков Виктор Васильевич любит и лечит. Движет им не только неизбывный запас доброты. Телятьев тем самым возвращает долг старушкам-ведуньям, которые его самого чему-то научили на заре туманной юности. Впрочем, он и к молодым относится так же внимательно.
- Вы действительно хотите иметь детей? - вопрошает он молодую женщину с явной симпатией.
- Да, только у меня не получается...
- Голубушка, мы вам пропишем то и это, но хорошо бы, если б вы сначала принесли историю болезни, некоторые анализы...
Женщина готовилась к визиту - протягивает ему медицинскую карточку. Телятьев листает, читает, советуется с Розой Васильевной, которая ведет прием вместе с ним (она - кандидат медицинских наук), выписывает рецепты...
- Поможет? - спрашиваю травника.
Он не спешит с ответами. Настраивает пациентов на продолжительное лечение, потому что травы и препараты из них - не химия, действуют мягко, зато не подводят. К тому же неукоснительным правилом Телятьева стало известное: не навреди!
- Растение оказывает при заболевании положительный эффект. Но надо предвидеть, как действующее вещество может отразиться на сопутствующих заболеваниях. Важно знать химический состав растений, действие и эффективность веществ, как они сочетаются с другими компонентами из других растений. Одни могут усиливать действие, и это опасно. Другие ослабляют. Надо искать вариант взаимодействия.
Возьмите хорошо известный тысячелистник. Если у вас пониженная кислотность, а он обладает сокогонным действием, вам хорошо. Но лишь в том случае, если у вас нет тромбоза. Ведь тысячелистник повышает свертываемость крови...
По Телятьеву - любая травка полезна: "Природа против всех болезней создала противоядия. Просто мы еще мало знаем". Травы открывают ему свои секреты безбоязненно: "Я запатентовал три препарата. А подготовленных к патентованию у меня около 50. Но где взять такие суммы, которые требуются на патенты?" - вечная российская история про пророка в своем отечестве. Зато телевидение "трещит" от рекламы бальзама Биттнера. "Я смеюсь над этой рекламой. Сначала они говорили, что лучше всего помогают те травы, которые растут в местах проживания больного. И это правильно. А потом они предлагают импортный бальзам жителям нашей Камчатки! Где логика?"
"Лекарства - вокруг нас", - считает Виктор Васильевич. Только надо знать их и уметь правильно пользоваться. Вот, например, любимейший Телятьевым курильский чай.
- Великолепнейшее растение! 200 с лишним лет назад, когда в России не было китайского чая, как, впрочем, и других, россияне за Уралом в качестве чайного напитка использовали курильский чай. Я в свое время занимался его исследованиями на базе противочумного института. Вещество, которое мы выделили из курильского чая, оказалось в 1000 (!) раз активнее левомицитина в отношении к холерному вибриону. Вот вам ответ на вопрос, почему в Сибири холера была редкой гостьей.
Кстати, курильский чай не только убивает патогенные микроорганизмы, но и стимулирует полезную микрофлору кишечника. Обладает желчегонным действием, легким успокаивающим, легким мочегонным, регулирует функции кишечника, если его заваривать, как чай. Пейте - и никакой "смекты" не потребуется! А для лечения дизентерии, к примеру, я рекомендую так: горсть курильского чая заварить кружкой кипятка, обязательно прокипятить 15 минут - действующее вещество извлекается именно при кипячении, и даже в случаях тяжелого пищевого отравления, чтобы не попасть в инфекционную больницу, достаточно выпить 2-3 кружки курильского чая, приготовленного таким способом.
На любую напасть у Телятьева проверенный рецепт. Вот несколько советов, которых ни в одной книжке не найдешь - с читателями "Труда" Виктор Васильевич поделился охотно:
- В бане надо мыться, париться, лечиться. Но нельзя заниматься сексом. Меж тем нас одолела реклама удивительная: якобы секс повышает иммунитет - занимайтесь "этим" где угодно. Ко мне некоторые приходят после этакой "бани": вот, мол, не сумел... Я им на выбор два корешка предлагаю: один потолще, второй подлиннее. "Зачем?" - спрашивают. - Чтобы привязывать на причинное место: секс и баня несовместимы.
- Если накануне перепили, лечитесь фруктовыми компотами. Очень хорошим антидотом является... картошка.
- Одолел пырей на огороде? Прекрасное народное средство от сорняка: посейте ячмень. Пырей не выносит его соседства, гибнет.
- Прописать витамины? Ничего проще: свежие овощи, лесные ягоды, по возможности фрукты. И не будет вопросов с витаминами.
- При онкологических проблемах ежедневно - 2-3 зубчика чеснока, 2-3 сырые морковки. Это не панацея, но подавляет энергию роста злокачественных клеток.
- А голову мойте дегтярным мылом, втирайте лист крапивы и забудьте о шампунях!
- Еще я вам посоветую уважать перловую кашу. И ячневую. А манка и рис они только запорам способствуют...
В Кочегарте Телятьев пашет землю, сам. Правда, не за лошадкой с сохой ходит, а - за культиватором. Сеет укроп, календулу, другие лекарственные травы, сажает картошку. "Картошка - работников кормить. Укроп и календула - для препаратов". Спит в спальнике. Ест на бегу. В темноте любит сидеть у костра и обязательно запоет, не удержится:
- Я видел березку, сломилась она.
Верхушкой к земле
прислонилась она...
Мы были здесь после уборки лекарственного урожая, глубокой осенью - на "закрытии полевого сезона". Над нашей земной суетой парили снежинки, знаменуя начало зимы. Природа засыпала, чтобы не опоздать в срок дать жизнь травам. Телятьев взгрустнул: в лес теперь он выберется только весной. По дороге в Кочергат - так у него заведено - непременно остановится у целебного источника с природной "минералкой", утолит жажду, наберется сил от земли, чтобы потом делиться ими с нами.