УНЕСЕННЫЙ "ШКВАЛОМ"

Сегодня вступил в законную силу приговор, вынесенный российским судом американскому гражданину Эдварду Поупу, обвиненному в шпионаже. В соответствии с этим решением бывшему кадровому разведчику США предстояло задержаться в нашей стране на 20 лет, причем провести их в колонии строгого режима. Но очень вероятно, что не сегодня-завтра осужденный выйдет на волю.

Тотчас после завершения судебного процесса, комиссия по вопросам помилования при президенте РФ единогласно решила рекомендовать Владимиру Путину помиловать лефортовского узника. Заседанию предшествовали личные обращения к Кремлю на ту же тему президента США Билла Клинтона и госсекретаря Соединенных Штатов Мадлен Олбрайт.
Заявление Путина, сделанное в минувшую субботу в Магнитогорске, почти не оставило сомнений в благоприятном для Поупа исходе дела: "Я могу принять решение только после 14 декабря, когда вступит в силу решение суда. Но я не могу не учитывать мнение интеллигенции и не намерен искать повода для ссоры с Западом",
Однако нашему президенту непросто приказать выпустить Поупа из Лефортовской тюрьмы. Во-первых, милуют обычно тех, кто раскаивается. Ни слова об этом в письме то ли отставного, то ли действующего американского разведчика на имя президента России нет. Однако он не стал обжаловать приговор и тем самым, по убеждению члена комиссии по помилованию Виктора Жулева, по сути, признал справедливость своего осуждения. Но во всех случаях в соответствии с существующей в России практикой помилования осужденного могут помиловать лишь после того, как тот отбудет хотя бы полсрока.
А во-вторых, подписав указ о помиловании Поупа, Путин откажется от попытки предложить американцам его обмен на отбывающего пожизненное заключение в Соединенных Штатах за шпионаж в пользу России Олдриджа Эймса. Правда, по убеждению наших разведчиков, шансов на успех это предприятие не имеет, "американская общественность не вынесет, если, скажем, Эймс будет отпущен, поскольку в США известно, что в результате его работы на Москву в 1986 году были расстреляны несколько крупных агентов ЦРУ, включая генерала ГРУ, бывшего резидентом в Индии".
Впрочем, за всеми этими политическими и гуманитарными страстями как-то на второй план ушел основной объект интереса Эдварда Поупа в России. Его очень интересовала наша новейшая скоростная подводная ракета "Шквал". Она заслуживает подробного рассказа, но вначале - мнение влиятельной германской газеты "Франкфуртер альгемайне цайтунг": "Раскрытие тайны единственной в своем роде торпеды, с помощью которой можно поражать корабли и подводные лодки с глубины 400 метров и расстояния в 12 километров, должно стать первостепенной задачей всех государств НАТО".
К созданию уникальной подводной ракеты со скоростью движения на глубине в 4-5 раз более высокой, чем у лучших в мире торпед, наши ученые шли с 60-х годов. Задача эта встала перед ними, как только появились первые атомные подводные лодки с их мощной энергетикой и невиданной прежде быстротой перемещения в океанской толще. Тогда в Советском Союзе и возникла идея: для борьбы с атомоходами "вероятного противника" на торпеды поставить реактивные ракетные двигатели. Речь шла о невиданных скоростях нового оружия: до 200 узлов, в то время как скорость современного боевого корабля - хоть атомного подводного, хоть надводного - не может намного превышать и 30 узлов.
Сложнейшие научно-технические проблемы вначале пришлось решать коллективу НИИ-24. В 1969 году, когда гигантский объем предстоящих исследований по созданию подводного высокоточного оружия стал очевиден, на базе НИИ-24 создали более мощный НИИ прикладной гидромеханики. Его коллектив под руководством главного конструктора Е. Ракова и научного руководителя Г. Логвиновича и стал отцом первой в мире и до сих пор не имеющий аналогов скоростной подводной ракеты "Шквал". В разработке принципиально новых гидрореагирующих двигателей подводной ракеты участвовали и ученые МВТУ им. Баумана (отсюда, вероятно, небескорыстный интерес Эдварда Поупа к этой кузнице российских инженерных кадров).
"Шквал" может выстреливаться из торпедных аппаратов или транспортно-пусковых контейнеров надводных кораблей и подводных лодок, находящихся на глубине. Предназначен, по сведениям журнала "Военный парад", для поражения морских целей, активной обороны портов, для перекрытия проливов и действий в шхерных районах. Уклониться от его атаки кораблю практически невозможно - все происходит почти мгновенно.