Главная Экономика 21:49 14 Ноября 2015 4435
Пристегнуть ремни: взлетаем!

Чем закончится очередная попытка спасти отечественное авиастроение?

Анатолий Журин

Сразу две хорошие новости взбудоражили авиационную общественность. Генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Николай Таликов сообщил о планах восстановления производства Ил-96 и предстоящей глубокой модернизации лайнера. А в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассказали, что подписан зарубежный контракт на поставку в Египет шести пассажирских самолетов МС-21.

Неужто наконец-то взлетаем? Наши эксперты не советуют спешить с выводами. Российскому авиапрому придется прыгнуть выше головы, чтобы реализовать объявленные планы. На заводе в Воронеже в основном сохранили мощности и кадры, но уже много лет занимаются только штучным производством по заказам госструктур. А пассажирский МС-21 пока вообще существует только в проекте, первый самолет обещают собрать только к концу года.

Невольно напрашивается аналогия с «Суперджетом», когда еще до начала производства заключались широко разрекламированные контракты на поставку, а потом расторгались. В результате возникает чехарда, в которой легко запутываются и заказчик, и изготовитель. Скажем, еще в июле 2010 года, например, сообщали, что корпорация «Иркут» подписала твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21 малайзийской компании Crecom. Общая сумма контракта составляет 3,4 млрд долларов. Crecom заказала 25 самолетов МС-21-200 и 25 МС-21-300 — на 150 и на 181 пассажира соответственно. Поставку самолетов планировалось осуществить в 2016-2020 годах. Однако спустя два года малайзийская компания добилась перевода твердого контракта в опцион.

Да, была тяжелая катастрофа в Индонезии, подорвавшая имидж отечественного авиапрома. Лопнул и контракт. Но создатели машины все равно заявили, что производство SSJ кратно вырастет. На самом деле компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) до сих пор не вышла на обещанный темп 60 самолетов в год (в прошлом году было произведено только 37). Да еще эксплуатационные характеристики SSJ не оправдывали цену, предлагаемую производителем. В том числе потому, что «Суперджет» начинали как региональную машину для замены Ту-134 и Як-42, но потом почему-то залезли в магистральный проект.

Похожая история происходит с МС-21. Производители объявили, что этот лайнер станет вторым гражданским самолетом после развала СССР. С той лишь разницей, что SSJ-100 с технической точки зрения является просто современным лайнером, а МС-21 — новейшим. Хотя, как отмечают эксперты, налицо неопределенность и отсутствие четкого представления о том, какой именно самолет сегодня нужен России. Может быть, поэтому разговоры о проекте МС-21 велись с начала нулевых, а реализация началась лишь сейчас.

Туманна пока и перспектива выхода в серию. Осенью 2013 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что первый опытный образец МС-21 сойдет с конвейера летом 2015 года. Спустя год на совещании в правительстве пообещали поднять в воздух МС-21-300 под маркой Як-242 в апреле 2016 года. Теперь, как передает ИТАР-ТАСС, серийное производство МС-21 начнется в 2020 году.

— В наше время решение о том, какую выпускать машину, принимал эксплуатант, — рассказывает «Труду» замминистра гражданской авиации СССР, пилот первого класса Олег Смирнов. — Помню, как из двух фирм — ильюшинской и туполевской, — выбирали самолет. Тогда министр Бугаев твердо настоял на Ту-154, потому что именно он больше устраивал гражданскую авиацию.

Что касается Ил-96, то это первый серийный отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Успели выпустить 28 машин до 2013 года, когда решением гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева он перестал эксплуатироваться. Между прочим, на одном из лайнеров до сих пор летает глава государства и не жалуется, что машина плохая. Один самолет оставило себе ОКБ С.В. Ильюшина. Еще летают на этих машинах кубинские пилоты национального перевозчика Cubana de Aviaciоn.

Между прочим, легендарный авиаконструктор Генрих Новожилов показывал корреспонденту «Труда» письмо тогдашнего главы «Аэрофлота» Валерия Окулова: «Эксплуатация самолета Ил-96-300 в «Аэрофлоте» в условиях конкуренции с дальнемагистральными самолетами иностранного производства доказывает его коммерческую привлекательность как по загрузке, так и по регулярности отправки в рейс...» Еще один документ был датирован январем 2001 года, когда власти дали отмашку на приобретение зарубежных лайнеров. ГосНИИ ГА и ЦАГИ, выполняя поручение сравнить наш Ил-96 и американский аналог «Боинг-767», отметили, что самолет конкурентов немного легче нашего, потому что рассчитан и на меньшую дальность, и на меньшее число пассажиров. При этом у «Боинга-767» себестоимость летного часа существенно выше, а надежность не больше, чем у нашей машины.

Можно надеяться, что Ил-96 вернется в российские авиакомпании? Вся надежда на государственную финансовую поддержку и точное определение на государственном уровне, кто и на каких условиях готов заказывать самолеты. Тогда, по оценке Олега Смирнова, для начала серийного выпуска потребуется не меньше полутора лет. Производство Ил-96 на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО) не останавливалось, буквально на днях самолет передан Министерству обороны. Но, чтобы серьезно конкурировать с зарубежной техникой, нужна глубокая модернизация, особенно по части навигационных устройств. Анатолий Кнышов, герой России, летавший на Ил-96, считает, что этот самолет будет по стоимости приблизительно в полтора-два раза дешевле, чем его зарубежные аналоги.

По словам гендиректора авиакомплекса им С.В. Ильюшина Сергея Вельможкина, Ил-114 готовятся собирать на нижегородском заводе «Сокол». Это региональная машина, с которой никто не может состязаться, поскольку она садится на грунт и льды в условиях Арктики и Антарктиды. Раньше она производилась в Ташкенте, сейчас ведутся переговоры о передаче нам полномочий. С учетом доработок все это может быть реализовано за полтора-два года.

Это смелые планы, рассчитанные на энтузиазм и госфинансирование. А будут ли они иметь место, мы скоро узнаем.

 

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

Закрываются дилерские центры, торговавшие китайскими автомашинами

Максим Башкеев
Труд
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства? Проблема вовсе не в качестве...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

В России продолжают падать продажи легковых автомобилей, а строители заявляют о стагнации на рынке жилья. Граждане откладывают деньги в кубышку

Алекс Зверев
Труд
При этом, по данным Росстата, доходы россиян растут как на дрожжах. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Агентство «Автостат» сообщило о падении авторынка: в мае в стране было продано лишь 94 023 новые машины — против 99 408 продаж апреля. Одновременно вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о начинающейся...

В России резко подорожал картофель: за год почти втрое! И все те же вопросы: кто виноват и что делать?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
За год цена на картошку в магазинах подскочила без малого втрое. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Как следует из отчета Росстата, цена на картофель за год поднялась в рознице не на проценты, а на порядок — в 2,8 раза. Только с января цены подскочили на 85%. Оптовая же...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...

Ежегодно в России из одного региона в другой переезжают около 4 млн человек, и цифра эта постоянно увеличивается

Максим Башкеев
Труд
Каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни переезжал с вещами из города в город или из региона в регион. Иллюстрация Александры Кодак

Кто-то снимается с насиженных мест ради работы, кто-то в силу семейных обстоятельств, кто-то из-за учебы. Немало переселенцев меняют постоянное место жительства из-за климата, причем едут как с севера на юг, так и в обратном...

В Молдавии мороз – в России недовоз

Алекс Зверев
Труд
В апреле На Молдавию обрушились внеплановые сильные заморозки, побив урожай. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Молдавии беда: Ассоциация экспортных производителей «Молдова Фрукт» сообщила о потере большей части нынешнего урожая после двух волн сильных заморозков в апреле и града в конце мая. По предварительным...

Пока Африка не допускает депопуляции гомо сапиенс, из-за чего население планеты таки растет, цивилизованный мир не желает размножаться

Надежда Гужева
Труд
Фото: FLPA/Wayne Hutchinson, globallookpress.com

Нобелевский лауреат Клаудия Голдин в своем недавнем исследовании «Младенцы и макроэкономика» нашла как минимум еще две причины, отчего это происходит. И, если следовать ее утверждениям, все, что предпринималось в России...

Помимо смерти и налогов, в жизни россиян неизбежно повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Александр Киденис
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, однажды сказал: «В жизни неизбежны две вещи — смерть и налоги». Сегодня у россиян появилась и третья: коммунальные платежи с их неизбежным...

Государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. А как насчет частных домов?

Максим Башкеев
Труд
Настоящая цель этой затеи - вывод данного бизнеса из тени. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В арендном бизнесе грядет очередное закручивание гаек. На этот раз государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. Необходимость этого объясняется заботой о комфорте жильцов...

По данным агентства, соглашение, в частности, предусматривает создание условий для увеличения инвестиций в украинскую горнодобывающую промышленность и энергетику

Фото: Александр Рекун, globallookpress.com

Украина готова подписать с США соглашение о природных ресурсах в среду, 30 апреля. Об этом сообщило информационно-аналитическое агентство Блумберг со ссылкой на источники. По их данным, в рамках соглашения две страны будут стремиться создать...

Как отметила глава Центробанка, они растут выше инфляции

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что обеспокоена ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) выше инфляции. Об этом сообщает ТАСС. «Действительно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут выше инфляции,...