Бард-турнир «Взлетная полоса»
Сцена в клубе авторской песни «Гнездо глухаря» небольшая, но это и не важно. Оказаться на одной волне со своим зрителем — об этом мечтает каждый артист. А в «Гнезде» свои поют для своих, и это чувствуется. Сейчас в клубе идет отбор новых авторов и исполнителей, которые должны сразиться в творческих турнирах. Первые концерты запланированы уже в январе нового года.
На сцену выйдут никому не известные артисты. Да и не артисты они вовсе: это врачи, учителя, журналисты. Профессии вообще не важны, главное — это будут талантливые люди, — рассказывает генератор идей в клубе и его директор Александр Ермилов: он говорит с азартом, так что, умей я играть на гитаре, сама вышла бы под софиты. — Мы выбрали новую форму взаимодействия с исполнителями авторской песни. Окуджава ошибся, к счастью! Он сказал, что с нами, шестидесятниками, авторская песня умрет. Нет, она жива. Но авторская песня изменилась. Сейчас уже мало кто ездит за туманами. Мы все стали другими.
В «Гнездо глухаря» на Цветном мы отправились с коллегой-журналистом. Он с гитарой на ты, так что вполне мог бы сам выйти на сцену. Задал бы жару! До первых аккордов он все уши мне прожужжал: Шаов, Третьяков, Богданов... «На концерт Богданова я впервые попал восьмиклассником. А некоторые песни Визбора мне мама вместо колыбельной пела», — рассказывал он. Мне мама Визбора не пела, но мы, как все нормальные студенты, пели бардовские песни у костра на картошке и в студотряде. Порой даже не зная, кто автор стихов.
Вместе с нами на дневную программу в клубе, посвященную творчеству Юрия Визбора, многие зрители пришли с детьми.
«Вам погромче или подушевнее?» — Юрий Визбор-младший (внук) — мастер провокаций. Пожалуй, это был единственный момент, когда в зале не было единодушия! Юрий — это езда по встречной: необычные аранжировки, пронзительный вокал, да и репертуар — не соскучишься. Те, кто помоложе, готовы были и поорать, а публика посолиднее качалась на волнах задушевности. Но как-то все же договорились.
— За все время работы клуба — а нам скоро 20 лет — я понял, что этот жанр в России будет жить вечно, — говорит Александр Ермилов. — И натолкнул меня на это один случай. В конце 80-х я работал на телевидении и в кино, и когда Горбачев приоткрыл дверцу, я туда ногу просунул — в бизнес пошел, а потом начал плечо потихоньку засовывать и создал первую в СССР студию частного телевидения. Одна из первых наших ТВ-программ была, конечно, об авторской песне. Бардовская песня мне была близка с университета, я хорошо знал исполнителей: Высоцкий, Окуджава, Визбор, Клячкин, Полоскин. Со многими был знаком. Но все решил случай. Наш офис был рядом с театром Маяковского. Смотрю из окна зимой на театр: это был 1991-й, в магазинах полки пустые, а у них премьера, люди лишний билетик ловят. Спрашиваю знакомую художницу, которая в этом театре работала: «Какие вы молодцы, полный зал — билеты, наверное, подешевле сделали?» Нет, говорит, мы не могли сделать дешевые билеты. Оказывается, зал был полон, только одна особенность: в антракте в буфете не было ни одного человека. Понимаете? На билет люди деньги нашли, а на бутерброды с пивом уже не было. Вы в Америке такое можете представить? Нет, это особенность русской души. Вот тогда мы и решили: почему бы для людей не сделать праздник — праздник поющейся поэзии? В маленьком подвале открыли бард-клуб. В первые годы выступали именно барды, в центре была авторская песня. Потом мы стали приглашать поэтов, публицистов, артистов. И со временем наше «Гнездо» стало литературно-музыкальным клубом. Сегодня у нас выступают Евгений Евтушенко, Михаил Жванецкий, Иосиф Кобзон, Михаил Задорнов, Дина Рубина, Юрий Рост, Светлана Крючкова, Валентин Гафт и многие другие. А сейчас мы хотим дать шанс талантливым людям, у которых просто нет денег, чтобы раскрутиться.
— Второй «Голос» хотите организовать?
— С телевидением нам никогда не тягаться, тем более что авторская песня — это всегда «неформат»: ни один телеканал ее не возьмет, это я говорю ответственно. Там трудятся люди, со многими из которых я работал. Они говорят: «Старик, нам нужно зарабатывать деньги, нужны рейтинги. Вот если запустить новую «ВИА Гру», рекламы будет в пять раз больше, а если мы покажем авторскую песню — ну сядут умные люди, послушают, и в душе у них наступит весна. А дальше-то что?»
— А кто тогда может участвовать в вашем конкурсе?
— Мы хотим дать возможность проявить себя тем, кто дома поет. Или среди друзей. А дальше все — тупик, без поддержки никогда не пробьется, нет взлетной полосы. А мы хотим им ее предоставить. Через газету, радио, местные отраслевые профсоюзы мы хотим предложить творческим людям попробовать свои силы. Они могут прислать свой диск, могут сами приехать к нам в «Гнездо» на прослушивание. Некоторый опыт у нас уже есть. Как-то провели конкурс среди поющих юристов. Было так здорово! Генри Резник — профессионал в своем деле, а знаете, как он прекрасно поет?! И песни сам сочиняет, некоторые очень даже фривольные.
— Вы будете с исполнителями обсуждать репертуар или доверитесь их вкусу?
— Диктовать репертуар артисту, поэту? Это занятие неблагодарное. Сейчас мы начинаем конкурсный отбор авторов и исполнителей среди журналистов, врачей и учителей Москвы и Московской области. Первый бард-турнир пройдет уже в январе нового года. Кстати, в январе на сайте клуба «Гнездо глухаря» начинает работать «Бард-TV» — ежедневные трансляции в прямом эфире концертных выступлений и наших телепрограмм, так что победителей бард-турниров смогут увидеть и услышать все желающие.
Почему «Гнездо глухаря»? Потому что глухарь во время токования поет так, что наплевать ему на все окружающее и даже на охотника с ружьем.