О ДИКТАТОРАХ - НА СЫТЫЙ ЖЕЛУДОК

Случившуюся на днях 85-ю годовщину Октябрьской революции (или переворота - это уж кто как считает) телеканалы отметили своеобразно. Еще за две-три недели до даты они стали показывать программы - документальные и игровые, - посвященные фигурам, без которых немыслимо понимание истории нашей страны в минувшем веке. Ленин, Сталин и иные диктаторы замелькали на экранах...

Трехсерийная американская художественная лента режиссера А.Пассера "Сталин" (Первый канал) явно рассчитана на иностранного зрителя. В ней все - актеры, решительно не похожие на реальных персонажей, бытовые подробности, а главное, показ происходящих в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий политических событий - выглядит откровенной развесистой голливудской клюквой.
На том же канале в цикле "Тайны века" вышла в эфир "Афера Ленина". Уникальные документы первых лет Советской власти, превосходные съемки - из архивов и сделанные сегодня, неожиданная, мало кому известная тема. Речь там идет о строительстве во время гражданской войны железной дороги в степях Казахстана и Прикаспия для того, чтобы вывозить столь необходимую Советам нефть.
Авторы, впрочем, не удовлетворились возможностью рассказать о малоизвестных событиях нашей истории. На основании косвенных свидетельств они попытались доказать, что тогда происходило первое в истории нашего государства... хищение госсредств и к этой уголовной акции прямое отношение имел Ленин. Так что нынешние наши ловкие жулики-коммерсанты вполне могут считать себя "верными ленинцами".
В три праздничных дня с мини-циклом "Диктаторы" выступил автор "Серебряного шара" В.Вульф. В послеобеденное время он рассказывал нам об Иосипе Броз Тито, Бенито Муссолини и Адольфе Гитлере с Евой Браун. Последняя почему-то тоже очутилась в диктаторах. Впрочем, каждому, кто посмотрел передачи, сразу же становилось понятным почему. Ведущий, далекий от политических проблем, привыкший знакомить нас с разными светскими персонажами из мира искусств, попытался этим же "ключом" раскрыть непривычную для себя тему.
В первых же кадрах передачи возникает тема Йованки Броз, красавицы-жены президента Югославии. Ведущему не удалось с нею встретиться, но, несмотря на это, она занимает в программе непомерно много места, проходя фактически лейтмотивом через все повествование. Наряду, впрочем, с другими красавицами, которых в жизни Тито было много. Если верить автору, то женщины, лошади и шикарные автомобили составляли главную цель его жизни. Его соратники, крупнейшие политики Кардель и Джилас, Пьяде и Ранкович, удостоены в программе единственного упоминания лишь в связи с тем, что у них были плохие отношения с очередной фавориткой Тито. Иногда начинало казаться, что речь идет не о крупном политике, а о заурядном светском жуире. Или о щеголе-моднике. Автор взахлеб повествует "драму в двух актах", случившуюся в отношениях Тито с Хрущевым (тоже единственное упоминание нашего политика). Когда последний приехал в Белград после смерти Сталина мириться, он был в белом костюме, в то время как встречающий - в черном. Через несколько лет, по прибытии на отдых, Хрущев, напротив, оказался в черном, а Тито - в белом. Не знаю, признаться, в чем тут заключен глубокий смысл, ради которого стоило тратить дорогое экранное время.
Очень похожим получился рассказ и о двух других диктаторах. Мелочи частной жизни оказывались много важнее жизни политической. Факты и обстоятельства звучали в сумбурном беспорядке, вне всякой исторической или иной связи. То и дело сквозило непонимание сути этих людей. Поэтому, наверное, о любвеобильном дуче Вульф снисходительно судил, как о "мягком диктаторе". А фюрера не раз называл бомжем и признавался: "Для меня загадка, как этот бомж мог стать канцлером Германии".
После "трилогии" о диктаторах прошедшая в начале этой недели двухчастная программа А.Пиманова "Дворцовые тайны времен Леонида Брежнева" выглядит последовательным, строгим, скрупулезным исследованием. Приуроченная к двадцатилетию кончины человека, многие годы стоявшего во главе нашего государства, она по-новому раскрывает некоторые обстоятельства как его прихода к власти, так и пребывания в ней.
В отличие от названных выше фильмов и передач здесь можно понять, в чем состояла особенность этого политического лидера. Какие обстоятельства породили его, что в его личных качествах стало воплощением объективных процессов, происходящих в обществе, а что противоречило им. О политиках крупного масштаба - вне зависимости от их ориентации - телевидению, думается, следует судить именно так: неспешно, серьезно, глубоко. Не соблазняясь возможностью предоставить зрителям эффектное развлечение на сытый желудок.