Испытания боевого лазера MTHEL ( Mobil Tactical High Energy Lazer) в Нью-Мексико ведутся с 2000 года. И не без результата. Правда, до этого новое экспериментальное оружие применялось по целям куда менее скоростным - баллистическим ракетам, выпущенным реактивными установками типа "Катюша". В общей сложности лазер успел сжечь на полигоне 25 таких ракет. И это известие с особым интересом встречено в Израиле, чья территория не раз подвергалась обстрелам подобными реактивными снарядами с сопредельных территорий. Не случайно Тель-Авив уже объявил о готовности вслед за США принять на вооружение лазер MTHEL.
По мнению генерал-лейтенанта армии США Джозефа Косумано, в случае успеха испытаний коренным образом изменится картина вооруженной борьбы на поле боя. Создатели установки называют ее первой в мире лазерной системой ПВО. И, похоже, торопятся. Потому что до реальной боевой работы машине, на которую уже потрачено около 250 миллионов долларов, еще очень далеко. Во всяком случае слово "мобильный" применительно к этому лазеру - пока аванс. Ведь стрельба по артиллерийскому снаряду велась установкой, жестко закрепленной на неподвижной платформе.
Тем не менее налицо большой прогресс в создании поистине чудо-оружия, которое в перспективе может быть использовано и в системе национальной ПРО Соединенных Штатов, и в "звездных войнах". На создание лазерных боевых систем Вашингтон тратит астрономические суммы. В этой области в стране напряженно трудятся 28,5 тысячи ученых и конструкторов в 84 лабораториях и научных центрах военного ведомства.
В свое время немало поработала в этой области и наша "оборонка". Достаточно вспомнить научно-исследовательский проект "Айдар" военного назначения, запущенный по инициативе бывшего главкома советского ВМФ адмирала Сергея Горшкова. Перед исследователями тогда ставилась задача создать лазерную систему противовоздушной обороны корабля. Работы активно велись до 1985 года. Наш сверхсекретный боевой лазер был создан и даже смонтирован на борту безобидного на вид черноморского сухогруза "Диксон". Первый залп из установки был сделан на флотском полигоне под Феодосией. Была прожжена обшивка неподвижно стоявшего на берегу самолета. Но до реального боевого применения оказалось очень далеко: коэффициент полезного действия лазера составил всего около 5 процентов и поражать цель он мог на дистанции не более 400 метров. Но дела с оборонным бюджетом пошли все хуже, и в 1985 году проект "Айдар" отложили до лучших времен.
По понятным причинам все, что касается исследований в этой области, строго засекречено.