Именно столько времени во главе крупнейшей политической партии планеты находится Цзян Цзэминь, выдвинутый "архитектором" реформ Дэн Сяопином на пост генсека сразу после бурных студенческих выступлений весны - лета 1989 года. Этого малоизвестного тогда широкой публике секретаря шанхайского парткома многие наблюдатели называли "временной, переходной" фигурой. Однако именно ему удалось в переломный исторический момент на рубеже 90-х годов прошлого века сплотить партию и массы вокруг лозунга "стабильности и развития" и на этой основе продвинуться далеко вперед по пути социально-экономических преобразований.
За минувший период под руководством компартии Китай не только разрешил проблему обеспечения 1,3-млрд. населения питанием и одеждой, но и поднял жизнь народа до среднезажиточного уровня. Со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,3 процента КНР вошла в шестерку крупнейших экономик мира, переходом к новому этапу открытости внешнему миру стало вступление страны в ВТО. Правда, помимо распространения коррупции и таких острых социальных проблем, как рост безработицы, разрыв в доходах различных групп населения и между целыми регионами, оборотной стороной экономического рывка вперед стало отсутствие заметного прогресса в реформировании политической системы. Но к преобразованиям в этой сфере КПК подходит крайне осторожно, тщательно взвешивая каждый шаг и памятуя о том, что поспешная перестройка может обернуться большими социальными потрясениями.
Впрочем, важный признак грядущих перемен в идеологическом облике китайской компартии как ядра политической системы КНР обозначился уже сегодня. Речь идет о теоретическом наследии, оставляемом Цзян Цзэминем, - озвученной им еще в начале 2000 года в ходе поездки по провинции Гуандун на юге Китая идее "тройного представительства", в соответствии с которой КПК должна постоянно "представлять" требования развития передовых производительных сил, прогрессивные направления передовой китайской культуры и коренные интересы широких слоев китайского народа.
Суть новаторской мысли Цзян Цзэминя сводится к тому, что отныне компартия Китая становится политическим авангардом не одних только лучших представителей рабочего класса и крестьянства, интеллигенции, кадровых работников и военнослужащих, но и передовых элементов других социальных слоев и групп.
Наряду с подведением итогов и обобщением опыта управления государством в условиях продвинутых рыночных реформ XVI съезд КПК утвердил стратегические направления национального развития. Новый курс уже проложен - это выполнение задач 10-й пятилетки, увеличение ВВП к 2020 году вчетверо, завершение к середине XXI века модернизации и превращение Китая в процветающую демократическую цивилизованную державу. Одной из важнейших исторических целей, стоящих перед КНР в новом столетии, остается объединение родины - решение тайваньской проблемы.
Однако покорение этих высот Китай продолжит уже под началом нового поколения лидеров. Из семи членов постоянного комитета политбюро - высшего органа партийно-государственного управления в КНР со своих постов по возрасту уходят шестеро, включая 76-летнего Цзян Цзэминя. На "должность номер один" - генерального секретаря ЦК КПК вступает единственный из нынешних членов "могущественной семерки" - 59-летний Ху Цзиньтао, кандидатуру которого в качестве преемника Цзяна Дэн Сяопин выдвинул еще десятилетие назад.
Как ожидается, уходящий в отставку генсек еще какое-то время останется на влиятельнейшей должности председателя Центрального военного совета (ЦВС), то есть будет контролировать армию. А поскольку, как известно китайцам, "винтовка рождает власть", то можно смело предположить, что в ближайшие несколько лет Цзян Цзэминь останется "ядром" китайского политического механизма.