Слухи о том, что настоятель Царе-Константиновского храма архимандрит Валентин (в миру Анатолий
Слухи о том, что настоятель Царе-Константиновского храма архимандрит Валентин (в миру Анатолий Петрович Русанцов) ведет жизнь, далекую от заповедей Христа, давно гуляли по Суздалю и за его пределами. Говорили, что он испытывает нездоровую любовь к мальчикам, приобретает имущество за церковные средства на свое имя и продает его за рубеж, возводит в сан ближайших родственников и, таким образом, создает верноподданническое окружение, которое не только покрывает противоправные действия своего архипастыря, но и в свою очередь занимается неблаговидными делами.
Но слухи - это всего лишь слухи. Когда же весной нынешнего года бесследно исчез настоятель храма в селе Павловское отец Паисий ( в миру Петр Горбунов), правоохранительные органы всерьез взялись за проверку... Выяснилось, что на одном из заседаний духовного суда Российской православной автономной церкви игумен Паисий рассказал присутствовавшим о том, что он якобы сам стал невольным свидетелем неподобающей связи в то время еще архиепископа Валентина (Русанцова) с одним из клириков. После этого о. Паисий и был выдворен из Суздаля в село Павловское настоятелем местного храма, а потом и вовсе бесследно исчез.
Раньше правоохранительных органов проверкой сведени й о похождениях митрополита Валентина занялись владимирские журналисты. Так появилась видеокассета с записью признания детей о сексуальных домогательствах священнослужителя. Мальчики рассказали такие детали, придумать которые невозможно. Характерно и другое: как только злополучная видеокассета была передана властям, митрополиту Валентину стали известны все подробности детских показаний. Неизвестно, за какие заслуги, но он был обласкан суздальскими чиновниками, являясь "почетным гражданином" этого древнего города.
К чести Владимирской городской прокуратуры, все это не помешало ей скрупулезно исследовать специфические особенности деятельности митрополита Валентина. Итогом этой проверки стало обвинение его по признакам сразу трех статей Уголовного кодекса: насильственные действия сексуального характера, принуждение к действиям сексуального характера, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Следующим этапом этой истории будет, видимо, суд.
Впрочем, митрополит Валентин, не дожидаясь суда, организовал "самозащиту". В Москве в Центральном Доме журналиста даже была устроена пресс-конференция. Из распространенного на ней пресс-релиза явствовало, что уголовное дело против священнослужителя Валентина есть не что иное, как "новые гонения на Российскую церковь, за которыми стоят местные коммунистические власти", якобы именно им мешает митрополит Валентин, именно они хотят посадить его... Цитирую: "В губернаторе Владимирской области Виноградове проснулось его коммунистическое начало, и он решил, что идеологической идиллии... мешает ни от кого не зависимая "Суздальская церковь". Досталось на пресс-конференции и главному редактору владимирской газеты "Призыв" Михаилу Буянову, который осмелился предать огласке некоторые стороны личной жизни митрополита.
Кстати, героем шумного скандала он становится не впервые. Еще в 1997 году Архиерейский Собор Русской православной церкви принял достаточно жесткие меры к некоторым православным священнослужителям- раскольникам. В частности, в определении говорится, что "архимандрит Валентин (Русанцов)... пренебрег правомерным решением законодательной церковной власти, продолжая совершать бесчинные "священнодействия"; вслед за тем он был принят в общение Синодом Русской православной церкви за границей и незаконным образом посвящен "во епископа" для служения на канонической территории Русской православной церкви. В 1995 году, ввиду его образа жизни, несовместимого с монашеством и священным саном, он был запрещен в служении тем же Синодом, но пренебрег и этим запрещением, объявив себя главой "Русской православной свободной церкви". Запрещенный в священнослужении архимандрит Валентин не внял неоднократным увещеваниям своего правящего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия принести покаяние и вернуться в лоно матери-церкви (продолжая раскольническую деятельность).
Но это уже - к слову. Виновен ли священнослужитель в грехах мирских, может установить только суд. Подождем его.
1 "Российская православная автономная церковь" (РПАЦ) - это раскольническое религиозное объединение, существующее с 20-х годов минувшего века и находившееся в советский период в подполье. В 1990 г. Русская православная церковь за границей рукоположила епископов для РПАЦ. С 1995 г. последняя стала независимой от зарубежного Синода. В составе РПАЦ 9 архиереев и более 50 священников.