ПАРКОВКА

"Парковки в Москве теперь - бесплатные", "Прокуратура признала поборы с автомобилистов незаконными"... Многие СМИ подавали недавно эту "новость" чуть ли не как очередную победу демократии. Тщетно я пыталась получить на этот счет информацию из первых рук: чиновники ссылались друг на друга, ничего не говоря по существу. В городской службе платных парковок отшучивались: "Рано нас хороните, правительство Москвы лишь недавно утвердило программу "развития парковок" аж до 2020 года..."

На самих же парковках тем временем страсти раскалились до предела. "Автомобилисты слышать теперь о плате не хотят, вчера избили двух контролеров за предложение заплатить возле Черкизовского рынка, сегодня еще одного - в Сокольниках", - рассказывал мне исполнительный директор холдинга "Восточный" Алексей Митлин. Его коллега - глава ООО "Юпитер-77" Евгений Кухтинов дорисовал картину: "К нам на улицу Балтийскую приехали милиционеры и заявили: все, ребята, ваша деятельность аннулирована, быстренько сматывайтесь, а то в отделение заберем". Возле Киевского вокзала - еще хлестче: пришел персонал утром на работу и не нашел ни одного дорожного знака - за ночь спилили и вывезли вместе со стойками.
Перед самым праздником появился наконец комментарий начальника управления транспорта и связи правительства Москвы Александра Беляева. Оказывается, мэр Москвы, издавая распоряжение об отмене лицензированных парковок, вовсе не собирался упразднять муниципальные платные стоянки, а напротив, задался целью упростить процедуру открытия новых. Выходит, промашка вышла, не так поняли? Но только ли это? А дикий случай, когда в прошлом году ударом ножа в сердце убили во время дежурства возле метро "Новогиреево" девятнадцатилетнего Сергея Кокунова лишь за предложение заплатить за пользование парковкой? Не пора ли присмотреться, с чего это вдруг обыкновенные автостоянки превратились в поле боя?
УЛИЦА МОЯ, ДОМА МОИ, А ДЕНЬГИ ПЛАТИ
"Парковочные" цены, установленные городскими властями, такие: 11 рублей стоит час стоянки автомобиля внутри Бульварного кольца, 10 - в пределах Садового и 9 рублей - от его границ до самых окраин. Но дело, оказывается, не в том - дорого или дешево, до белого каления многих автомобилистов доводит сам факт: еще вчера жили по принципу "улица моя, дома мои", а сегодня на той же самой улице говорят: "Плати!" Земля, кстати, городская, и городские власти имеют полное право сдавать ее в аренду, в том числе и под платные парковки. Это - о незаконности существования парковок как таковых. Слухи же о том, какое это "хлебное место", мягко говоря, сильно преувеличены. "Зарплата у контролеров как была максимум две тысячи рублей до 1998 года, так и сейчас", - рассказал мне зам. генерального директора государственного унитарного предприятия городской службы платных парковок Владимир Клушин.
И в самом деле, вот мерзнет на Тверской, рядом с магазином "Дары моря", 22-летний Дима Соколов: "У меня 1500 рублей в месяц - разве это зарплата для мужчины?" Это при том, что целый день ни поесть, ни в туалет сходить. Единственный плюс - работа через день. Значит, можно еще и подработать в ИЧП приятеля. Устроиться же по специальности невозможно. Аналогичные причины заставляют томиться на городских улицах возле чужих автомобилей и большинство других мужчин в пятнистой форме с металлической бляхой на куртке "Муниципальная парковка". Все остальные, что крутятся вокруг автомобилистов, вечно озабоченных, как бы приткнуться на переполненных транспортом московских улицах, - просто жулики. Вроде армянина с картонной коробкой, две недели обиравшего журналистов "Труда" в Настасьинском переулке.
УСЫХАЮЩИЙ РУЧЕЙ
Единственный внятный аргумент, который власти приводят в ответ на очередную волну народного гнева, состоит в том, что в наши дни парковка стоит денег практически в любой стране. Жителям маленьких городов и населенных пунктов этого не понять, но в Нью-Йорке, Париже, Мадриде, Берлине и других мегаполисах платят с тех самых пор, как автомобиль действительно стал не роскошью, а средством передвижения. Причем абсолютно безропотно. Лично я нахожу тому два объяснения. Во-первых, время - за четверть века можно ко всему привыкнуть, а во-вторых, кого там бить? Кругом же паркоматы, начинка у них электронная, а корпус-то железный, любой кулак отобьет.
Бросил в щель монету, получил чек, положил его на стекло машины - и гуляй спокойно в течение оплаченного времени. Опоздал? Значит, обнаружишь на стекле штрафную квитанцию, да какую! В Берлине, например, полчаса стоянки стоит две марки, а штраф - 30 марок. Выписывает его полицейский, спорить с которым себе дороже. Приткнул машину куда-нибудь на халяву? Найдешь на штрафной площадке - мигом эвакуаторы уволокут. Снова раскошеливайся...
Но там власти заботятся и о том, чтобы не разорить своих жителей. Сама недавно видела, как в Дюссельдорфе, например, к открытию новой станции метро "Московская улица" понастроили вокруг массу паркингов, где хозяин может оставить машину, а дальше отправиться общественным транспортом. Здесь парковка стоит гроши, а в центре обойдется уже много дороже. Выбирай.
Создание так называемых перехватывающих стоянок, с помощью которых можно будет разгрузить хотя бы центр, запланировали и в Москве, еще в 1996 году. Но где они? С техникой - то же самое. Первые 200 паркометров поставили на Тверской в 1994 году. Часть из них за это время украли, часть разбили, но использовать по прямому назначению народ так и не приучился. Сейчас на Тверской появилось три паркомата. Иностранные фирмы бесплатно предоставили их для проведения эксперимента.
Как признался Александр Жуков - гендиректор ДГУП "Столичные парковки" (на его территории происходит эксперимент), он не посылает к паркоматам даже инкассаторов: "Нет смысла, стоят пустые". Остановившись возле одного из приборов, я вынула монету и бросила в щель. Жуков и его заместитель Александр Куприев с интересом наблюдали за моими действиями: оказывается, сами они чудо-технику в действии ни разу толком не видели. Через полгода-то после установки... Подъезжающие водители тоже начали останавливаться и задавать вопросы: что за железяка и чего мы от нее добиваемся? Тем временем французский паркомат сжульничал: проглотил два рубля, а на табло показал, что был рубль! Потом, видимо, устыдился и каждый следующий рубль начал засчитывать за два. Мы перешли к следующему, немецкому аппарату, но он оказался неподключенным. Еще один, отечественного производства, на противоположной стороне улицы, как оказалось, уже отправили в ремонт. Вот и весь эксперимент.
Между тем "парковочных" денег в городскую казну поступает все меньше и меньше. Если в 1998 году городской бюджет планировал получить 45 миллионов рублей, то в 1999-м поумерил аппетит до 30 миллионов, а на этот год и вовсе не ждет более 16,2 миллиона рублей. "А получим, дай Бог, миллионов 12", - внес ясность Владимир Клушин. И пояснил: "Платит от силы один из десяти автовладельцев".
На таком фоне к радости одних и огорчению других число платных муниципальных парковок в городе стремительно падает. Вместо фигурирующих в отчетах транспортников якобы 25 тысячах машиномест на деле их осталось чуть больше 18 тысяч, что меньше 20 процентов от потребности.
НЕ ЗАДОХНУТЬСЯ БЫ В ПРОБКАХ
Самое интересное в том, что сколько бы ни ломалось копьев по поводу быть парковкам или не быть, заниматься ими Москве все равно придется. По крайней мере, если мы хотим двигаться по городу, а не стоять в пробках, дышать воздухом, а не сплошными выхлопами СО, сохранить на московских улицах живые деревья, а не заменить их сплошь кадками с убогой имитацией зелени. Пропускная способность наших улиц давно исчерпана - при нынешних 2 миллионах автомобилей. А что будет через 15 лет, когда машина в соответствии с прогнозами появится в каждой семье? Не зря Запад, где это давно стало нормой, принял дорогие парковки прежде всего как инструмент в борьбе за жизнь: тот, кому не по карману за них платить, пусть пересаживается на общественный транспорт, а деньги тех, кто платит, пускают на защиту окружающей среды от автомобильного нашествия.
Именно с этой точки зрения наконец-то взглянули на проблему и московские власти. 29 августа правительством Москвы утверждена концепция развития сети парковок вплоть до 2020 года. Поставлена задача: довести до 750 тысяч машино-мест, причем не только платных, но и бесплатных. Для того чтобы ликвидировать правовой вакуум: (парковки пока живут от одного постановления правительства города до другого и именно потому так уязвимы), в недрах мэрии разрабатывается городской закон, готовятся поправки в федеральное законодательство об ответственности за нарушение правил парковки.
Нетрудно представить, какая вновь поднимется буря, когда правительство города решится поднять вопрос об отмене недавно принятой статьи 115 Административного кодекса РФ. В порыве борьбы за охрану права частной собственности наши законодатели переплюнули весь мир, запретив эвакуировать и применять средства блокировки автомобиля, какие бы правила при этом ни нарушались - ставь машину хоть поперек движения, и никому за это ничего не будет!
Но тем не менее я уверена - большинство людей хотят не только ездить, но и "просто жить", а потому и шансы быть услышанными есть. Правда, для этого мало одного административного рвения - даже осененного законами. Парковок нужно не просто много - но еще и хороших, и разных: подземных, многоуровневых, не загрязняющих воздух. Платных - по разным ценам, и бесплатных, а не только для чиновников с разными удостоверениями, которые тыкают парковщику в выходной своей красной книжицей и отправляются всей семьей на базар...Вот тогда люди и поверят, что город действительно заботится об их удобствах и безопасности движения, а не ищет очередной способ, как залезть им в карман.