ЕСТЬ В ЧЭНДУ ОТЕЛЬ "КАТЮША"

Авторам этих строк - китаистам по образованию - давно бы пора свыкнуться с масштабами населения КНР. Но цифры все равно поражают воображение: каждый пятый человек на планете - китаец, один только "довесок" к миллиарду населения этой страны вдвое больше всего населения России. Соответственно и многие китайские провинции, их главные города под стать в этом отношении крупным государствам и мировым столицам.

В провинции Сычуань, где мы были гостями профсоюзов, живут 85,5 млн. человек - больше, чем в крупнейшей западноевропейской стране Германии. А с 10-миллионным центром провинции городом Чэнду во всей Европе может сравниться только Москва.
Из Пекина в Чэнду мы летели на "Боинге" два с лишним часа. В салоне не было свободных мест. Еще лет 20 назад авиатранспортом в Китае пользовалось в основном начальство - да и то за казенный счет. Теперь же - и это явный признак возросшего благосостояния людей - самолетами летают "лаобайсин", т.е. рядовые китайцы. Аэропорт в Чэнду, как и воздушные терминалы в других крупных городах страны, - новый, оборудован по мировым стандартам, сверкает чистотой, во всем чувствуется строгий порядок (курить в огромном аэровокзале запрещено).
Выйдя в город, мы сразу почувствовали его масштабы и динамизм. Улицы заполнены машинами, над городским пейзажем господствуют многоэтажные дома современной архитектуры с вывесками компаний и банков. Видим, что идет большое жилое строительство. Позже узнали, что на одного горожанина здесь приходится 10,9 кв. метра жилой площади - на 1,3 кв. метра больше, чем в среднем в китайских городах. В Чэнду много зелени. Недаром город завоевал звание образцовой модели в деле улучшения экологических и санитарных условий.
Такой предстала перед нами самая что ни на есть китайская глубинка: отсюда рукой подать до Тибета, а от южных пределов Сычуани до одного из самых глухих районов мира - северной Мьянмы (Бирмы) не больше 200 км.
- В какой гостинице остановимся? - поинтересовались у встретившей нас Ли Цзин - заместителя председателя провинциальной федерации профсоюзов.
- Сюрприз! - услышали загадочный ответ.
Нас действительно ожидало нечто необычное: отель назывался родным словом "Катюша". Оно красовалось на большой вывеске по-китайски, по-русски и по-английски. Высокое здание венчали две луковки в стиле православных церквей. Перед входом посреди цветочной клумбы - настоящая установка залпового огня, правда, на шасси внедорожника, скопированного с нашего "газика".
Соответствующий названию гостиницы антураж продолжается в вестибюле - там целый вернисаж российских пейзажей. Один ресторан в отеле называется "Москва" (здесь китайская кухня), второй - "Санкт-Петербург" (кухня европейская). Даже сауна именуется по-русски: "Волга". Говорят, незадолго до нашего приезда в гостиничном варьете пели и танцевали россиянки. Но с русскими мелодиями здесь не расстаются - они звучат из динамиков по всему отелю. И не какие-то заезженные на Западе "Очи черные", а "Пряха", "Уральская рябинушка", "Песня о ямщике" и, конечно, "Катюша".
В дни, когда мы были в Сычуани, в Чэнду проходил международный экономический форум по проблемам развития западных регионов КНР. Оно ставится во главу угла в общенациональном плане на ближайшие 10 - 20 лет. Имеется в виду подтянуть эти внутренние районы страны к уровню более развитых приморских, давно облюбованных иностранными инвесторами. В форуме участвовали представители крупнейших корпораций мира, в том числе таких гигантов, как "Майкрософт", "Шелл", "Боинг", "Сименс" и др. Была там и делегация Всемирного банка, уведомившая о выделении в течение трех лет не менее одного миллиарда долларов на реализацию проектов в западных китайских провинциях.
Чэнду был выбран местом проведения столь внушительного форума потому, что провинция Сычуань считается одним из ведущих центров таких отраслей, как авиакосмическая промышленность, ядерная энергетика, оптико-волоконная связь, биоинженерия и химия полимеров. Сегодня здесь насчитывается 43 университета и колледжа, а число инженерно-технических работников превысило 1,2 млн. человек. ВВП этой провинции достиг в 1998 году 358,03 млрд. юаней (более 40 млрд. долларов) - впятеро больше, чем до начала реформ 20 лет назад. Нынешний ВВП Сычуани сравним с этим показателем для Словакии, Болгарии, он в два раза превышает ВВП Кубы и Северной Кореи. В прошлом году совокупный объем контрактных зарубежных инвестиций в экономику провинции превысил 13,3 млрд. долларов, из которых реально вложено уже 6, 8 млрд. долларов. Здесь располагаются дочерние предприятия таких всемирно известных фирм, как "Ай-Би-Эм", "Тойота" и многих других. А всего в провинции действуют сегодня порядка 5200 предприятий с участием иностранного капитала.
В рамках программы освоения западных регионов КНР в Сычуани планирует сосредоточить основные усилия на обустройстве инфраструктуры. Провинция намерена закрепить лидерство в конверсионных отраслях за счет наращивая мощностей авиакосмической промышленности. Большое место в реализации этих планов отводится участию деловых кругов из-за рубежа - провинциальные власти обнародовали перечень 225 проектов (преимущественно - в сфере инфраструктуры), предусматривающих существенные льготы для иностранного бизнеса.
Вот бы и российским предпринимателям подключиться к каким-то из этих проектов. Но россиян, к сожалению, не было на упомянутом международном экономическом форуме в Чэнду. И получается, что "русский дух" в столице Сычуани лишь символически обозначен гостиницей "Катюша". Впрочем, справедливости ради уточним: в Чэнду работают несколько наших преподавателей русского языка, на ряде предприятий - специалисты из РФ, есть здесь и российские студенты. Эту горстку соотечественников смело можно назвать энтузиастами - по их инициативе в Чэнду создается Центр русского языка и культуры. Конечно, им одним такое дело поднять трудно, и в нашем посольстве в Пекине надеются, что информация в "Труде" о патриотическом почине российских граждан в далеком Чэнду вызовет отклик у возможных спонсоров в России (требуются в первую очередь соответствующая литература и учебные пособия).
Из города Чэнду, который за мягкий климат и обилие культурно-исторических достопримечательностей китайцы называют "райской обителью", наш путь лежал на юг - в гористый уезд Лешань, где гостеприимные хозяева из местных профсоюзов обещали встречи с работниками двух промышленных предприятий разных форм собственности. Об этом - в следующем репортаже.