Такой по масштабу беды на горнолыжном курорте европейцы еще не знали. В числе погибших много австрийцев. Всего 52 человека, из них 33 служащих местных органов власти из городка Велс, отправившиеся в "коллективный поход" в горы, прихватив с собой домочадцев, включая детей. Есть и немцы (42), а также японские туристы (10), американские военнослужащие с членами семей (8), два гражданина Словении и один хорват. Еще около сорока тел не опознано. Судя по чудовищно обугленным останкам погибших, заявил губернатор земли Зальцбург Франц Шаусбергер, потребуется тщательный анализ ДНК, чтобы установить их личности.
По всей Австрии объявлен двухдневный траур: государственные стяги приспущены, а над знаменитым Венским оперным театром развевается черный флаг. Канцлер Вольфганг Шюссель вместе с родственниками сгоревших пассажиров участвовал в поминальной церемонии у станции отправления фуникулера, курсировавшего с 1974 года по трассе длиной 4 километра.
Само несчастье произошло внутри туннеля протяженностью в 3,2 километра. Очевидцы утверждают, что видели первые язычки пламени, когда поезд еще только вползал в горловину. Огонь забушевал примерно в 600 метрах от входа. В туннеле возникла мощная "печная тяга". Огненная стихия высасывала и поглощала кислород, поступавший снизу, а затем "ударной возгонкой" устремляла вверх жар и токсичные дымы. Эксперты считают, что, как только пожар занялся, пишет Би-би-си, "у пассажиров не оставалось никаких шансов на спасение". Многие сумели выбраться из заполыхавших вагонов, стали карабкаться вверх по шпалам, но тут их настиг удушающий дым. Выжило 12 человек, и только потому, что находились, видимо, в последних вагонах - они устремились вниз.
В технически сложной операции участвовало 900 спасателей, армейские специалисты, вертолетные экипажи. В понедельник последние тела должны были доставить в Зальцбург для обследования патологоанатомами. Начато и расследование обстоятельств, приведших к роковому финалу. Уже известно, что машинист успел сообщить о сработавшей сигнализации, указавшей на возгорание, и получил команду открыть все двери (через 5 - 10 минут радиоконтакт был потерян). Однако, по словам одного выжившего немца, двери так и остались заблокированными.
Поиски виновных идут полным ходом, при этом усердствует, как обычно, пресса. Отсюда и череда опровержений со стороны официальных лиц. Так, представитель австрийской полиции опроверг появившиеся публикации о том, будто в поезде не было огнетушителей - "их было два, в головном и заднем вагонах". А руководитель спасательной операции Манфред Мюллер отрицал, что в поезде могли находиться воспламеняющиеся вещества - "опасные субстанции, такие, как дизельное топливо, доставляют на вершину на специальном поезде".
По мнению Гюнтера Зальцманна, пресс-атташе посольства Австрии в Москве, с которым "Труд" связался по телефону, преждевременно останавливать свой выбор на одной из многочисленных версий о том, что послужило первопричиной аварии. В том числе и на версии, с особой ретивостью подхваченной в некоторых российских СМИ, о возможном террористическом акте. "Оставьте это экспертам, которые, придет время, скажут свое слово", - предложил пока подвести черту г-н Зальцманн.
Альпийский огненный смерч напомнил о схожем инциденте в марте 1999 года, когда в туннеле внутри Монблана, самой высокой горы Западной Европы, соединяющем Францию и Италию, возник пожар - тогда погибло 39 человек. Два месяца спустя в туннеле Тауерн близ Зальцбурга нашли свою смерть 12 человек и еще 50 получили ранения. Проведенная после этого инспекторская проверка 25 туннелей по всей Европе показала: треть из них находится в неудовлетворительном с точки зрения безопасности состоянии. Правда, туннель на трассе Китсштейнхорн, где разыгралась субботняя драма, прошел экзамен успешно, да и последняя проверка здесь проводилась не далее как в сентябре...