ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Еще десять лет назад о существовании Кирово-Чепецкого химического комбината знали лишь жители города Кирово-Чепецка да еще очень ограниченный круг специалистов: это уникальное предприятие участвовало в создании ядерного щита советской державы. От тех времен остались законсервированные спецпроизводства, засекреченные технологии и хранилища радиоактивных отходов. Но не только. Комбинат, основанный в 1938 году, - одно из крупнейших в Европе химических предприятий, уникальное по ассортименту выпускаемой продукции. Полвека назад здесь впервые в стране в промышленных масштабах получили фтористый водород и фтор. В 1963 году стали выпускать искусственные клапаны сердца человека, которые сейчас успешно имплантируются пациентам в 13 странах мира. С 1978 года здесь работают крупные мощности по производству минеральных удобрений. Комбинат является основным производителем фторопластов в России и единственным производителем фторокаучуков, фторопластовых суспензий, фторированных жидкостей и смазок, разработанных специально для оборонных отраслей промышленности, авиационной и космической техники. Вот за это наследство на вятской земле и разгорается ожесточенная битва...

В последние годы появилась "железная" примета: если на предприятие без видимых причин зачастили высокие гости, а его название замелькало в прессе - жди перемен. Все это здесь и наблюдается ныне. За короткое время на предприятии побывали хорошо известный в России министр по атомной энергии Е. Адамов и заместитель председателя правительства И. Клебанов. И в газетах это предприятие упоминается все чаще.
Все началось в 1994 году, когда комбинат, который до сих пор хранит важнейшие военно-технические секреты, был приватизирован. Распределение акций при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество выглядело следующим образом: 38 процентов акций закреплены в федеральной собственности, 22 процента подлежали продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, 0,8 процента акций переданы РФФИ, 9,2 процента проданы по закрытой подписке членам трудового коллектива, 5 процентов проданы администрации комбината и, наконец, 25 процентов акций - безвозмездно переданы членам трудового коллектива.
26 сентября 1995 года состоялся аукцион по продаже 22 процентов акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями. Победитель аукциона - ТОО инвестиционно-аналитический центр "Аналайз" (Москва). Выполнив условия конкурса, "Аналайз" все принадлежащие ему 22 процента акций химкомбината перепродал в январе прошлого года компаниям "Интерхиминвест" (Москва) и "Солвалюб трейдинг ЛТД" (Нормандские острова). Основной пакет акций - 38 процентов (51 процент голосующих) государство оставило за собой. Федеральные акции не подлежали досрочной продаже. Это хоть как-то гарантировало то, что закрытые технологии не останутся без присмотра и случайно не попадут в какую-нибудь "горячую точку". Россия взяла на себя определенные обязательства, подписав Конвенцию о нераспространении ядерного оружия.
В прямом смысле на предприятии накопился значительный груз экологических проблем. В двух-трех километрах от берегов Вятки на территории комбината на площади в двести гектаров во временных хранилищах размещено большое количество радиоактивных отходов. В соответствии со статьей 5 Закона "Об использовании атомной энергии" данные отходы должны находиться в федеральной собственности.
Даже одного из приведенных аргументов (на самом деле их гораздо больше) достаточно для окончательного решения судьбы комбината - он не должен выходить из-под контроля государства. Но, во-первых, закон у нас легко можно обойти (иначе комбинат не был бы приватизирован), а во-вторых, хранилища радиоактивных отходов никому и не нужны. Не за них идет битва, а за самые лакомые кусочки комбината - заводы минеральных удобрений и фторопластов и фторкаучуков. Продукцию двух заводов покупают в Европе, Америке, Азии, Японии. Эти предприятия без каких-либо серьезных инвестиций в течение длительного времени могут давать солидную прибыль.
А теперь вновь вернемся в недалекое прошлое. Без изложения новейшей истории комбината мы не сможем по достоинству оценить последовательную политику и те поистине титанические усилия за обладание контрольным пакетом акций, что одновременно означает полное вытеснение государства с предприятия.
В 1997 году вокруг комбината бушевали нешуточные страсти. Как по мановению волшебной палочки на самых верхах поднялся целый вихрь постановлений и решений. 14 марта того года В. Черномырдин выпустил специальное распоряжение, согласно которому Минатому, Госкомимуществу и Минэкономики предлагалось обеспечить соблюдение интересов государства в отношении надлежащего содержания мобилизационных мощностей химкомбината. Согласно этому документу, сохранялся и действующий порядок участия Минатома в управлении закрепленными в федеральной собственности акциями. 19 июня Государственная Дума приняла обращение к президенту РФ с просьбой сохранить за государством контрольный пакет акций химкомбината. Не без основания депутаты считали, что только это позволит сохранить уникальный научно-производственный потенциал предприятия. Но не тут-то было.
4 июля Борис Ельцин подписал указ N 679, а премьер Черномырдин - соответствующее постановление правительства: Кирово-Чепецкий химический комбинат исключался из перечня акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. А значит, и контрольный пакет акций (38 процентов), ранее закрепленный в федеральной собственности, подлежал продаже на открытом аукционе с участием иностранных инвесторов - при условии, что доля акций, приобретаемых иностранцами, не должна превышать десяти процентов уставного капитала.
Одновременно появился "замечательный" план: вывести хранилища радиоактивных отходов из состава комбината и оставить их в федеральной собственности. Помните, из сказки про мужика и медведя о том, "кому вершки, а кому - корешки"? Так вот, роль туповатого медведя отводилась государству. Цель авторов проекта понятна - сбросить немалую финансовую обузу и ответственность за хранение радиоактивных отходов. Непонятно другое: кто конкретно в нашей большой стране будет владеть хранилищами радиоактивных отходов, отвечать за их сохранность, дойдут ли до адресата средства на их содержание?
ТРЕТИЙ ВАЛ ПРИВАТИЗАЦИИ
Три года назад попытка выкупить государственный пакет акций не достигла цели. Тогда лишь поменяли генерального директора. Им стал Борис Дрождин, который опирался на поддержку губернатора Кировской области Владимира Сергеенкова и московских владельцев 22 процентов акций. Что касается 38 процентов федеральных акций, то их разделили на две равные части. Одну продали Кировской области, а вторая половина осталась у государства в лице Мингосимущества. Причем в проекте соглашения между Москвой и субъектом Федерации, по словам председателя областного департамента по управлению государственным имуществом Геннадия Пентегова, был пункт, запрещающий продавать разделенный пакет акций по отдельности. Если уж дойдет до аукциона, то на него выставляются все 38 процентов.
Осталось ли это положение в подписанном документе, выяснить не удалось. А такая информация была бы кстати. На химкомбинат обрушился третий вал попыток завладеть государственным пакетом акций. Ситуация накалилась до того, что коллектив во главе с генеральным директором даже обратился к политическому руководству страны с просьбой вернуть предприятию статус стратегически значимого объекта и наложить мораторий на продажу 19 процентов федеральных акций.
Удивляет выбор времени для раскручивания очередной шумихи вокруг комбината. В ходе своего визита Илья Клебанов вроде бы похвалил высокий профессиональный уровень директорского корпуса кировской "оборонки", в том числе и Кирово-Чепецкого комбината. Он также сказал, что "пока комбинат не выйдет на нормальную, высокого уровня работу, государство, скорее всего, затормозит продажу акций, имеющихся в его распоряжении".
С 1996 года комбинат устойчиво развивается. Неизменно растет объем товарной продукции, повышается доля экспорта (в 1999 году - до 59 процентов от объема выпущенной продукции). В прошлом году впервые за постперестроечное время в полном объеме реинвестирована начисленная за год амортизация. Введено в эксплуатацию основных фондов на 300 миллионов рублей. За первое полугодие нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого произошло резкое увеличение выручки (на 33,6 процента), значительно увеличилась прибыль от продаж (на 48,7 процента). Средняя зарплата, правда, остается маленькой - 2100 рублей, но и она за три года выросла на 1500 рублей и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Доля отчислений химкомбината в бюджете Кировской области - свыше 20 процентов, а в бюджете города Кирово-Чепецка - более 85 процентов.
Казалось бы, радоваться надо: хоть и набили шишки, но научились плавать в рыночных условиях, пошли даже внутренние капиталовложения. Если помочь не можете (по словам г-на Адамова, "сейчас министры не могут ездить для того, чтобы много дать"), то хотя бы не мешайте...
СЛОВО И ДЕЛО МИНИСТРА
Сильно обрадовали вятичей и взгляды министра на приватизацию. Приведу довольно большую цитату, она действительно того заслуживает: "...цель приватизации - это не рождение того или иного олигарха, а пробуждение у людей мотивации к своему труду и на основе этого - получение достойных условий жизни. Это мало где осуществлено за предыдущие пять лет, но это не значит, что нужно отказаться от мирового пути. Но приватизация, которая осуществляется для того, чтобы вывезти и продать, а потом куда-то сбежать, не для нас". Золотые слова, которые полностью соответствуют настроению и руководителей, и коллектива химкомбината.
Слова министр подкрепил делами. Он раскритиковал бывшего своего заместителя за его фактическое бездействие в совете директоров химкомбината и рекомендовал нового представителя - руководителя департамента Минатома г-на Шидловского. Министр не ошибся: этот человек на лентяя совсем не похож. С первых же дней избрания в совет директоров г-н Шидловский официально предложил начать процедуру досрочного прекращения полномочий генерального директора. В качестве побудительных причин он назвал три неудовлетворительных, на его взгляд, результата работы правления. Это - убыточность завода минеральных удобрений, задолженность комбината перед "Кировэнерго" и задолженность за газ до мая 1998 года.
Но эти факты, мягко говоря, не совсем соответствуют действительности. Проблемы, конечно, есть, но они или уже решены, или на пороге решения. Во всяком случае, комбинат с 1998 года работает рентабельно и расплачивается по текущим долгам. По итогам прошлого года предприятие удостоено Международной платиновой звезды за высокое качество продукции, принято в элитарный клуб европейского бизнеса "Деловые партнеры", а генеральный директор Б.Дрождин награжден дипломом "Лучший менеджер России".
Г-н Шидловский и сам понял, что его обвинения, не совсем состоятельны. На очередном заседании он их снял... И тут же потребовал проверить финансовую деятельность предприятия. Что ж, правильно: государство обязано знать все о финансовых потоках на подведомственном ему предприятии. Комиссия работала месяц и ничего серьезного не нашла. Вот тогда и начинались странности. "Комиссия... была вызвана в Москву для написания акта проверки, - пишет министру Адамову генеральный директор Дрождин, - где на председателя господином Шидловским было оказано давление - вплоть до фальсификации данных и требования включить их в акт проверки".
С таким актом проверки правление комбината не согласилось и обратилось в Центр инвестиций, оценок недвижимости и бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ с просьбой оценить работу предприятия. В объемном отчете центра N 7-09-00 ничего не сказано о "предбанкротном состоянии". Более того, цифры и выводы вселяют оптимизм. Но об этом я писал выше.
Так зачем же Минатом так настойчиво пытается избавить государство от перспективного предприятия, прошедшего суровую школу выживания? О сомнительности такого шага с точки зрения обороны и экологии уже говорилось. Раз уж мы загадили нашу землю, то надо в полной мере воспользоваться преимуществами, которые дают России ядерный щит и оборонная промышленность. Окружающий нас мир еще далеко не идеален.
Почему представитель правительства уверен, что продажа контрольного пакета акций химкомбината обеспечит ему достойное будущее? Ведь комбинат до сих пор обладает огромным научно-техническим потенциалом, ученые и специалисты предприятия внесли большой вклад в разработку ряда технологий, которыми пользуются не только в России, но и за ее рубежами. Эта школа складывалась десятилетиями. Нужна ли она будет новым хозяевам, нацеленным на сиюминутную прибыль?
Другое дело - частный капитал. Обеспечить полный контроль над Кирово-Чепецким химкомбинатом - мечта любого мало-мальски грамотного бизнесмена. Вятская пресса, анализируя ситуацию, как и три года назад, среди потенциальных покупателей называет в первую очередь упомянутые уже финансовую компанию "Интерхиминвест" и компанию "Солвалюб трейдинг ЛТД". Это подтверждает и весьма информированный в своей области лондонский еженедельник "Минеральные удобрения". В номере от 19 октября он пишет: "Интерхимпром" создал новое совместное предприятие под названием АО "Агрохимпромхолдинг". Новая компания зарегистрирована 31 июля 2000 года. Совместное предприятие будет консолидировать активы пяти российских аммиачных заводов, в том числе Кирово-Чепецкого химического комбината. Совокупный объем производства предприятий составляет приблизительно четыре миллиона тонн жидкого аммиака, четыре миллиона тонн аммиачной селитры, 1,9 миллиона тонн сложных удобрений. Весь экспорт пяти заводов пойдет через группу компаний "Солвалюб", эксклюзивного агента совместного предприятия".
Запрещать бизнесу быть бизнесом - пустое занятие. Его цель зачастую - прибыль любой ценой и при любых обстоятельствах. Россия в этом смысле не исключение, нередко она идет впереди планеты всей. Вот и здесь компания "Солвалюб трейдинг ЛТД", зарегистрированная на Нормандских островах, на самом деле имеет российские корни. Ее возглавляет сын руководителя "Интерхиминвеста".
Так рождаются династии бизнесменов. В этом тоже нет ничего плохого. Вот непонятно только: при чем здесь государство, от имени которого сановные чиновники изо всех сил подталкивают Кирово-Чепецкий химкомбинат в руки частных предпринимателей? И как такие действия согласуются с замечательными словами министра Адамова? Напомню: "Цель приватизации - это не рождение того или иного олигарха...".
Что-что, а говорить в России умеют...