Пиво и пена

Народ наш снимает нынешний стресс проверенным способом. Но при этом пивоварение оказалось под угрозой

Как сообщил Национальный союз защиты прав потребителей, летом уровень продаж водки вырос на 10,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 6,05 млн декалитров. То есть на каждого россиянина, включая младенцев, в месяц пришлось по бутылке сорокаградусной. В целом за полугодие рост был меньше — на 7,5%. Из чего следует, что скорость роста потребления водки увеличивается. Потребление коньяка увеличилось на 8,9%.

По данным Росалкогольрегулирования, в первом полугодии в России было продано 549 млн литров крепкого алкоголя всех наименований, что на 42 млн больше, чем за тот же период 2021-го, и на 44 млн больше, чем за то же полугодие 2020-го. Рост налицо. Как заявил глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, 2022 год уже побил рекорды предыдущих лет.

Причины очевидны: они в повышении уровня тревожности населения. Как утверждают социологи, в последние месяцы более 70% россиян оценивают настроение среди родных, друзей, коллег и знакомых как тревожное. Еще весной этот показатель не превышал 35%. То есть тревогу россияне стали глушить крепким алкоголем. Эксперты зафиксировали и рост систематического потребления спиртного среди молодежи. Доля молодых людей, регулярно потребляющих спиртные напитки, сегодня составляет 69% — на 16% выше, чем в 2018 году (данные «Трезвой России»).

Добавим, что нынешний рост потребления водки и других крепких напитков имеет и другую особенность: все популярнее «домашнее пьянство». Зато посещение ресторанов падает: дорогих — на 30% и более, бюджетных — на 12-15%. Исследовательский холдинг «Ромир» осенью провел исследование на актуальную тему: каким способом граждане справляются со стрессом? Так вот, самым популярным способом являются посиделки с друзьями — его предпочитают 39% участников опроса.

Это характерно не только для нашей страны. В Европе, где нынче уровень тревожности населения тоже поднялся, по той же причине вновь растет посещаемость пивных баров, ранее подрастерявших клиентуру в связи с эпидемией ковида. В Чехии ренессансу поспособствовал традиционный осенний пивной фестиваль с участием более 6 тысяч ресторанов, баров и множества мини-пивоварен, популярность которых среди широкой публики снова растет.

В Германии власти озаботились возрождением сети так называемых кнайпе, где подаются разливное пиво и простая закуска (такие заведения называют «гостиными комнатами немцев» из-за домашней атмосферы и бюргерского уюта: обшитые деревом стены, массивная мебель, занавески в цветочек). Ранее из-за карантина они массово закрывались, многие оказались на грани разорения. Но пропасть им не дали.

В России же ситуация радикально отличается. Во-первых, наши сограждане стали пить меньше пива еще во время пандемии. Дальнейшее падение потребления зафиксировано в первом квартале текущего года — еще на 6,5%. Нынче настоящий обвал случился из-за ухода из страны большинства зарубежных пивных компаний — к понятной радости отечественных производителей. К примеру, выручка у пивзавода «Балтика» в период с 15 августа по 15 сентября выросла в сравнении с показателями марта в 2,4 раза (данные «Контур.Маркета»). Правда, немалая часть прибыли получена за счет роста цен.

Зато, как написала газета Bild, поставки баварского пива в РФ к минувшему лету снизились в 3,3 раза к прошлогодним показателям. А в июле в барах и магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов исчезло крафтовое пиво, произведенное в Чехии, Швеции или Британии. Эксперты допускают, что скоро редкостью станет и качественный отечественный крафт, оказавшийся в острой зависимости от импортных материалов и сырья.

Для сведения: крафтовое пивоварение — производство пива небольшими независимыми компаниями, которые придерживаются индивидуальных, непромышленных рецептов. Россия занимает пятое место в мире по числу крафтовых пивоварен после США, Великобритании, Франции и Италии. Принято считать, что на долю крафта приходится 7-10% от общего производства пива в стране. Председатель Союза мастеров пивоварения Георгий Иванов оценивает долю крафтовых пивоваров в 2-3%. «За несколько лет количество крафтовых пивоварен удвоилось и выросло до более чем тысячи, а мелких домашних мастеров-пивоваров просто не сосчитать», — отмечает он.

Именно они превращают свои заведения из сиюминутных «наливаек» в уютные места общения соседей по двору и межквартальные клубы по интересам — еще не «гостиные комнаты», как в Германии, но обещающие ими стать в будущем. Малозаметные по индивидуальным объемам, они определяют общий климат отечественного пивоварения, предоставляя потребителю обширный выбор сортов пенного напитка, конкурируя с зарубежным продуктом и приучая россиян к качественному пиву. Крафтовые пивовары выступают самыми придирчивыми экспертами в выборе пивного сырья — как отечественного, так и зарубежного, — и соответствия «закону о чистоте пива».

«Любое пиво готовится из четырех ингредиентов: вода, хмель, дрожжи, солод, — перечисляет совладелец одного из первых крафтовых баров России Станислав Редкозубов. — С водой у нас пока все нормально. Дрожжи тоже уже в нескольких лабораториях есть свои. Часть штаммов сделана на основе знаменитых иностранных пивных аналогов, но есть и несколько полностью наших. Остаются солод и хмель. В Чувашии выведена дюжина сортов хмеля, три из них запущены в оборот с хорошими объемами. Это хмели, специально выведенные для варки пива. Понятно, все это экспериментальные сорта, потому что срок ввода в эксплуатацию сортов хмеля дольше, чем у того же винограда для вин, но с ними можно работать. Это уже можно назвать импортозамещением».

Однако хмеля мы выращиваем недостаточно: вся Чувашия, наш главный производитель, в прошлом году собрала лишь 162,5 тонны. Для сравнения: Китай собирает в год 5800 тонн, Австралия — 1700 тонн, Новая Зеландия — 1230 тонн, ЮАР — 700 тонн. Нет в России и современной техники. Как утверждают специалисты, почти 30 лет российские хмелеводы «дорабатывали остатки советского оборудования», и только в последние годы на рынке в единичных экземплярах появляется новая отечественная техника. То есть о масштабном переходе на самообеспечение говорить преждевременно.

Зато производство пивоваренного ячменя полностью закрывает потребности российских солодовенных компаний. Базовые солоды успешно производят в Курске и в дружественной Белоруссии, и многие пивоварни переходят на них. А тем временем Минпромторг вместо помощи балансирующей отрасли подготовил проект закона о маркировке пива, согласно которому она станет обязательной для пива в кегах с 1 апреля 2023 года, для пива в стеклянной или полимерной упаковке — с 1 октября 2023 года, а для пива в алюминиевой таре — с 15 января 2024-го. Спрашивается: зачем, в чьих интересах?

Еще в июле Союз российских пивоваров написал открытое письмо президенту, в котором выступил против внедрения маркировки, «поскольку она парализует работу пивоваренной отрасли». Потому что, во-первых, на сегодня остается нерешенным ряд технических проблем — в частности, «неразрывная с тарой» маркировка кегов, две трети которых используются повторно, невозможность маркировки алюминиевых банок на скоростных линиях и т. д. Но главное: в маркировке пива нет необходимости. Ее декларируемая цель — избавить рынок от массового фальшака и некачественного продукта, но объемы нелегального пива в России оцениваются в десятые доли процента. Стоит ли из-за них огород городить?

«Процесс производства пива длительный, многоступенчатый, сложный. По этой причине в нашей отрасли контрафакта нет и не было», — поясняет член правления Национального союза производителей пива и напитков Алексей Небольсин. Но, по мнению пивоваров, федеральные органы власти игнорируют их аргументы. «Данное решение будет иметь крайне негативный эффект: выпуск пива в РФ сократится на 20-30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10%», — говорится в открытом письме.

То есть «огород» нам предлагается очень недешевый.

Кстати

Любопытно, что на введении маркировки жестко настаивает так называемый Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный в 2017 году тогдашним премьером Дмитрием Медведевым на основе «государственно-частного партнерства», 50% которого принадлежат USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% — госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому. То есть реальный государственный интерес здесь не просматривается днем с огнем. Зато размер «оброка», за который ЦРПТ бьется с пивоварами, должен составить «не более 65 копеек с одной бутылки или банки пива» (это подсчеты зам. гендиректора ЦРПТ Реваза Юсупова). С учетом объема пивного производства в России «навар» контролирующих партнеров должен составить не менее миллиарда рублей в год. Вот так, легким движением руки... И при полном отсутствии даже малейшей пользы для отрасли.