Первый гастрономический фестиваль Подмосковья «Русский вкус» показал: местные продукты дают мастерам высокой кухни огромный простор для полета фантазии
«Суп в кастрюльке прямо из Парижа!» — у гоголевского героя, хвастуна и выскочки, представление о гастрономическом шике и великосветском лоске было именно таким. Над Хлестаковым посмеялись дважды — и его современники, и наши.
Первый гастрономический фестиваль Подмосковья «Русский вкус», прошедший в минувшие выходные, в очередной раз продемонстрировал: продукты, выращенные и произведенные в Московской области, дают мастерам высокой кухни огромный простор для полета фантазии. Кухня при этом получается не только высокой, но и оригинальной, экологически чистой, отвечающей самым строгим мировым стандартам качества. Кастрюльки нужны, а вот без Парижа обойтись — запросто.
«На нашем фестивале представлены 22 фермерских хозяйства и 20 ресторанов, — пояснил перед открытием «Русского вкуса» советник губернатора Московской области по вопросам культуры, туризма, спорта, работы с молодежью Игорь Чайка. — Многие из лучших подмосковных фермеров — это индивидуальные предприниматели, которые еще пять лет назад даже не знали, что такое сельское хозяйство. Сейчас их продукция востребована не только в Подмосковье и столице, но и в других регионах. Этот фестиваль — прекрасная многоформатная площадка, на которой фермеры, рестораторы, потенциальные инвесторы, главы муниципалитетов, заинтересованные в развитии своих территорий, и рядовые потребители смогут найти друг друга и заговорить на общем языке».
Советник Губернатора Московской области по вопросам культуры, туризма, спорта, работы с молодежью И.Ю.Чайка на открытии Гастрономического фестиваля Подмосковья. Фото Артура Погосяна
Местом такой встречи были выбраны просторные павильоны «Крокус Экспо», куда легко добраться всем желающим. Поток визитеров не ослабевал все два дня, пока на фестивале шли мастер-классы знаменитых поваров — обладателей мишленовских звезд, выступали известные ресторанные критики, артисты и телеведущие, а самые юные посетители на детской площадке учились азам кулинарного искусства и играли с домашними животными (даже с огромным снежно-белым яком!). Ни у кого не поворачивался язык назвать фестиваль скучным словом «мероприятие» — он был придуман и проведен ярко, празднично, по-настоящему стильно. Что вовсе не означало сокращения его деловой части ради развлекательных программ. Времени хватило на все — и на действо, и на круглые столы, и на активное общение по интересам в кулуарах. Одно другому только способствовало.
«У нашего праздника, — говорит Игорь Чайка, — есть и ощутимая практическая польза — особенно сейчас, когда стоит вопрос о том, чтобы российские продукты питания могли стать полноценной заменой импорту. Поэтому фестиваль, который мы планируем сделать ежегодным, с каждым разом будет иметь все более прикладной, чисто практический характер».
Повара. Фото А.Филатовой.
По словам участника гастрономического фестиваля фермера Романа Козырнова (компания «Самсон-Ферма», работающая под торговым брендом La Ferme), именно такие неформальные выставочные площадки позволяют ему завязать наиболее прочные и долговременные деловые контакты. Роман и его компаньоны выращивают цесарок — птицу премиум-класса, настоящий деликатес. Такой продукт требует особо тщательного продвижения — и фестиваль, по словам Романа, уже дал несколько полезных контактов, которые позволят увеличить объемы продаж. Удалось обговорить с партнерами и новые, очень заманчивые логистические схемы, предложить несколько вариантов упаковки для магазинов разных ценовых сегментов.
Компания «Русский страус», которую представляли Дмитрий Поспехов и Татьяна Вострикова, за восемь лет успела поставить разведение птиц-великанов в Серпуховском районе на поток. Спрос растет, плюс на ферму постоянно приезжают туристы, но, по словам Дмитрия, проблем с продвижением товара это полностью не снимает. Большие надежды он возлагает на содействие со стороны подмосковного Минсельхоза — и «пока в таких ожиданиях не обманывался». Ближайшая цель — получить субсидии на строительство необычного отеля прямо на ферме и стать участником программы развития подмосковного туризма.
Контактный зоопарк. Фото А.Филатовой.
Экзотика экзотикой, но, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Дмитрия Степаненко, ощутимую помощь получат прежде всего традиционные для Подмосковья отрасли (производство мяса, молока, овощей и другие). «Мы ввели 28 видов поддержки крестьянско-фермерских хозяйств», — сказал Степаненко, добавив, что только на гранты для фермеров область выделила в 2014 году 15,7 млн рублей. И намерена сделать максимально прямым путь фермерской продукции от поля до полки магазина. По словам министра, подмосковное правительство занялось и проблемой заброшенных земель бывших колхозов. Уже 40 га таких полей возвращено и используется не под «коттеджи», а по прямому назначению.
«У России есть уникальная возможность перейти пусть не на полное, но на максимально возможное импортозамещение, — резюмирует Игорь Чайка. — Подмосковная продукция вполне конкурентоспособна, уже сейчас мы видим оживление спроса на нее со стороны торговых сетей и рестораторов. И я уверен: наши производители такой шанс непременно используют себе и нам во благо».