Частная жизнь фотографа Лейбовиц

В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Анни Лейбовиц «Жизнь фотографа. 1990–2005»

Корреспондент «Труда» оценила не только знаменитые глянцевые работы, но и ее личные фотографии.

Анни Лейбовиц все знают как первоклассного портретиста: ее снимки украшают обложки глянцевых журналов, а все голливудские звезды хотят попасть под прицел ее фотокамеры. В Пушкинский музей привезли лишь небольшую часть ее прославленных работ. Вот Джонни Депп заснул на прекрасном обнаженном теле манекенщицы Кейт Мосс — снимок, до боли напоминающий портрет Джона Леннона, любовно обнимающего Йоко Оно, который Анни Лейбовиц сделала для журнала Rolling Stone в 1980 году, за несколько часов до убийства музыканта. Вот беременная Деми Мур, Джек Николсон с клюшкой для гольфа, Брэд Питт в тигровых штанах, томная Скарлетт Йоханссон, Леонардо Ди Каприо с лебедем, Билл Гейтс с компьютером, королева Елизавета II в. образе домохозяйки в Букингемском дворце, Билл Клинтон в Белом доме и даже Барак Обама в окружении семьи и портретов Авраама Линкольна.

Но основной интерес составляют совсем не эти снимки, которые, можно сказать, уже стали народным достоянием, давно отделились от имени автора и разошлись по всему интернету. Главный козырь — фотографии из личного архива Лейбовиц, маленькие черно-белые истории. На этих карточках, будто вытащенных из альбома, — семья фотографа, ее самая близкая подруга, психолог Сьюзен Зонтаг, ее дети.

Биография Лейбовиц достойна если не экранизации, то как минимум такой выставки. Дело, конечно, не только в ее успешной карьере, а скорее в самой жизни. Своего первенца, дочь Сару, Лейбовиц родила в 51 год. И еще лежа на операционном столе, схватила камеру и начала снимать. Лейбовиц не стеснялась фотографировать обнаженной и саму себя, 50-летнюю, постаревшую и беременную. Через несколько лет после рождения дочери умерла от рака ее ближайшая подруга и любимая — Сьюзен Зонтаг, и Лейбовиц провожала ее в последний путь на кладбище Монпарнас в Париже с камерой в руках. Затем последовала еще одна смерть — ее отца, вечно улыбающегося мужчины, обожаемого всей огромной семьей. Потом на свет появились еще двое детей Лейбовиц — близнецы Сьюзен и Самюэль. Этому событию посвящена, пожалуй, самая нежная фотография на выставке, где уже подросшая Сара держит на руках малютку Сьюзен, названную, наверное, в честь любимой подруги.

На фоне огромных полотен с людьми, о которых, кажется, знаешь все и одновременно ничего, скромные личные фотографии Лейбовиц выглядят особенно искренне и откровенно. На них — и настоящая боль, и настоящая радость, чувства, которые можно передать, показав не только красоту жизни, но и присущее ей уродство.