Королевское бельканто

Анна Нетребко открыла сезон в Метрополитен-опера ролью Анны Болейн

Завтра в кинотеатрах 54 стран, в том числе в пяти российских — «35 мм», «Формула кино» («Горизонт», «Стрела», «Сити») в Моск-ве и «Формула кино» («Галерея») в Питере — пройдет прямая трансляция оперы Доницетти «Анна Болейн» из нью-йоркской Метрополитен-опера со звездной певицей Анной Нетребко в главной партии. Корреспондент «Труда» в Нью-Йорке стала свидетелем небывалой активности русских певцов в начавшемся здесь творческом сезоне.

В этом году впервые за всю историю нью-йоркской Метрополитен-оперы новый сезон открыла премьера итальянской оперы сразу с тремя певцами из России — исполнителями главных партий: Анной Нетребко, Ильдаром Абдразаковым и Екатериной Губановой (все — солисты Мариинского театра). Именно ради нашей Анны Нетребко генеральный менеджер Метрополитен-оперы Питер Гелб достал из запасников редко исполняемую оперу мастера бельканто Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» с чрезвычайно трудной партией сопрано, насыщенной сложнейшими колоратурами и требующей большого вокального диапазона. Возможно, это связано с тем, что в нынешнем году у Анны юбилей — 18 сентября ей исполнилось 40 лет, и она, находясь на пике творческого подъема и в зените поистине всемирной славы, решила бросить вызов сложившемуся в отношении ее стереотипу и перейти от ролей юных героинь — «девушек из народа», с легкостью порхающих по сцене и нередко проделывающих акробатические трюки, к ролям более монументальным и возрастным — к «особам королевских кровей». А именно — отойти от лирического сопрано и приблизиться к сопрано драматическому.

В новом для себя образе, исполняя партию своей несчастной тезки, второй по счету супруги английского короля Генриха VIII, отправившего ее на плаху по подозрению в супружеской измене, Анна по-настоящему царствовала на сцене. Все спектакли с участием Нетребко проходили с аншлагом. Собственно премьера имела большой резонанс в американском обществе и собрала в зрительном зале множество кино- и телезнаменитостей. Зал то и дело оглашали овации.

12 октября сотни почитателей таланта Нетребко собрались у сувенирного магазина театра «Метрополитен», чтобы получить автограф Анны на ее CD и DVD — в частности, на только что выпущенном фирмой Deutsche Grammophon диске «Live at The Metropolitan Opera» с никогда прежде не выходившими в ее исполнении ариями из опер «Богема», «Ромео и Джульетта», «Дон Паскуале», «Лючия ди Ламмермур».

15 октября опера «Анна Болейн» с Анной Нетребко в главной роли будет транслироваться из Метрополитен-оперы в режиме HD через спутник в кинотеатры 54 стран мира. По мнению Питера Гелба, появление на экране крупных планов певцов и прежде всего славящейся своими драматическими способностями Нетребко позволит зрителям оценить не только виртуозный вокал, но и актерское мастерст-во исполнителей, а во время антрактов заглянуть к ним за кулисы.

Помимо заглавной роли в новом оперном спектакле Анне Нетребко к ее юбилею был преподнесен еще один подарок: во время 4-го фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке состоялась премьера фильма «Дневник дивы» режиссера Анны Митрохиной, в котором певица вспоминает о своем дет-стве в Краснодаре, о выборе жизненного пути, характеризует современное состояние оперного искусства, делится профессиональными секретами. Об Анне, оперной приме и человеке, рассказывают ее коллеги и партнеры по сцене, друзья и члены семьи.

А в конце октября нью-йоркские меломаны с нетерпением ожидают сольного концерта Анны в знаменитом Карнеги-холле, отмечающем в эти дни свое 120-летие. Она исполнит произведения Чайковского и Римского-Корсакова. Аккомпанировать на рояле ей будет Елена Башкирова — известная пианистка, дочь звездного пианиста Дмитрия Башкирова и жена пианиста и дирижера с мировым именем Даниэля Баренбойма.

Анна Нетребко: «Не страшно, если публика будет похрустывать попкорном»

Среди поклонников знаменитой русской оперной дивы, пришедших 12 октября в театр «Метрополитен», чтобы получить автограф Анны на ее новых дисках, была и корреспондент «Труда», которая воспользовалась случаем и задала певице несколько вопросов.

 — Анна, долгое время на Западе считали, что Россия «впереди планеты всей» со своим балетом, а настоящих певческих голосов под стать, к примеру, итальянским у нас нет. Возможно, всему виной был железный занавес. С началом 1990-х ситуация решительно изменилась. Наши оперные артисты блистают на сценах ведущих театров мира. С вами в «Анне Болейн» партию Генриха VIII исполняет один из лучших басов современности Ильдар Абдразаков, партию Джейн Сеймур — новое «открытие» Валерия Гергиева Екатерина Губанова…

— Я могу еще добавить, что в очередь с «Анной Болейн» в Метрополитен-опере идет вердиевский «Набукко» с Марией Гулегиной в роли Абигайль и «Севильский цирюльник» Россини с Паатой Бурчаладзе в роли Дона Базилио. Из России вышло немало прекрасных, сильных, уникальных голосов, которыми наша страна по праву может гордиться.

— В новом сезоне Россия подключилась к международному проекту прямых высококачественных видеотрансляций из крупнейших оперных театров мира. Вас не смущает, что классическую оперу, возможно, придет слушать публика в кедах и бейсболках?

— И замечательно! Не секрет, что оперная публика стареет. Оперные спектакли нужно нести в массы, пропагандировать среди молодежи. Ничего страшного, если вместо вечерних платьев и фраков на зрителях будут свитера и джинсы и они будут, слушая арии, похрустывать попкорном. Великая музыка сотворит свое великое дело.

— Долго ли вы будете на этот раз в Нью-Йорке?

— До конца октября. В декабре я дебютирую на прославленной сцене миланского «Ла Скала» в роли Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане». А вернусь в Нью-Йорк в феврале следующего года: продолжу петь партию Анны Болейн. В марте—апреле в Метрополитен-опере состоится премьера «Манон» Массне, в которой я исполню заглавную роль. Это будет совмест-ная постановка театров «Ковент-Гарден» и «Мет»: тот же, что и ранее в Лондоне, режиссер, те же декорации и костюмы. Кстати, афиша к спектаклю, которую вы можете видеть сегодня у станций метро и на автобусных остановках по всему Нью-Йорку, представляет собой как раз сцену ареста Манон из спектакля в постановке театра «Ковент-Гарден».

— Скоро ли вас ждать в Россию и есть ли в ваших планах выступления в обновленном Большом — театре XXI века, предоставляющем режиссерам и артистам огромные творческие возможности?

— По поводу Большого театра ничего определенного пока сказать не могу. А в Москве буду в декабре. В Большом зале Консерватории исполню партию сопрано в «Стабат Матер» Россини, в Светлановском зале Дома музыки собираюсь выступить в дуэте со своим супругом Эрвином Шротом.

— Ваш сын Тьяго сейчас с вами в Нью-Йорке или остался в Вене? Ведь у вас такой напряженный график выступлений.

— Конечно, со мной. Как же я могу без него? Ему недавно исполнилось три года.

— Есть ли русский эквивалент его латиноамериканского имени?

— Домашнее имя моего сына — Тишка. Но он не крещен. Потому что я выросла в Советском Союзе и человек неверующий.