Реанимированные и анимированные

Пионеры-герои вновь на наших экранах

Фильм Алексея Климова и Михаила Шприца «Первый отряд» рассказывает о том, что война — понятие мистическое.

Реальное и нереальное смешивается в «Первом отряде», придуманном Алексеем Климовым и Михаилом Шприцем и снятом японцем Йошихару Ашино, с самого начала. Советские солдаты гибнут от немецких бомб, но совсем незадолго до налета их смерть уже предсказана девочкой Надей, приехавшей в 1942 году на фронт в составе агитбригады. Война будет продолжаться, но атакам, рукопашным боям и летящим под откос поездам создатели военного аниме особого внимания уделять не будут: главная героиня фильма, подобранная после бомбежки мудрым старцем, придет в себя и поскачет сквозь вьюгу на белом коне в Москву к полковнику Белову.

Далее начнется уже совсем восхитительная история: Белов расскажет Наде о том, что война с Германией ведется на нескольких уровнях, и 6-й отдел военной разведки борется с немецким оккульт-ным военным ведомством «Аненербе»: фашистские мистики планируют оживить тевтонских рыцарей, павших на Чудском озере, а Наде в качестве ответа на это предстоит отправиться на тот свет в некропортаторе «Спутник» и уговорить мертвых пионеров-героев Леню, Зину, Валю и Марата вступить в битву.

А для того чтобы удовольствие от предстоящего столкновения мифов было полным, жанр аниме в «Первом отряде» сплетается с жанром мокьюментари: периодически кадры мультфильма сменяются выступлениями реальных людей, которых титры представляют как военных историков, психологов, ветеранов Второй мировой. Специалисты рассказывают о противостоянии «Аненербе» и 6-го отдела, некропортаторе и предводителе рыцарей бароне фон Вольфе, внося в картину должную основательность и солидность. И хотя один из экспертов очень похож на Александра Пашутина, неоднократно переписанная история войны саму свою территорию делает зыбкой.

К тому же у жителей России вообще есть склонность ко всему мистическому. Оттого кто-нибудь непременно не уловит иронии Шприца и Климова и поверит в то, что духи Марата Казея и Вали Котика незримо поддерживали русских солдат.

Первый спиритический сеанс (будет продолжение) у создателей «Первого отряда» получился отличный. По сути, они сами слетали в некропортаторе «Спутник» во времена не столь отдаленные и оживили забытых пионеров-героев, юных советских богов, приходящих на помощь в трудное время. И даже поданный под японским соусом, этот миф не утерял своей силы. Не случайно тремя самыми важными вещами для Нади становятся меч катана, плюшевый мишка и пионерский галстук. На этих же трех китах стоит и «Первый отряд» — экшн, трогательность и идеология, смешанная с ностальгией: «А пройдут пионеры — салют Мальчишу».

За кадром

Алексей Шприц, автор сценария, продюсер:

— Мы с моим соавтором художники по образованию, и во многом этот проект отражает ряд наших увлечений и в области литературы, и в области изобразительного искусства. Когда мы открыли для себя японскую анимацию как совершенно удивительный мир и как новое направление изобразительного искусства, где объединяется и рисунок, и литература, и музыка, нам сразу захотелось сделать фильм в жанре аниме.

На нас влияло очень многое: мы читали не только официальную интерпретацию истории Второй мировой, но и то, что написано о ней в интернете, и таблоиды, выходившие в 90-х годах с различными поразительными версиями военных событий. И понимали нас не все: с художниками и инвесторами конфликтов не было, а вот мои родственники, например, не соглашались с тем, что о войне можно говорить так. У нас самих были другие сложные моменты: наша главная героиня Надя появилась потому, что для нас было очень важно передать духовный аспект истории персонажу, который не принадлежал бы ни к немецкой, ни к советской военной разведке, то есть принимал бы участие в событиях, но при этом был вне политики.

Подбирать серьезных специалистов, комментирующих нашу историю, было сложно: нам было необходимо дать экспертам высказаться достаточно определенно, при этом оставаясь в пространстве искусства. Мы не хотели делать «Первый отряд» документальной картиной — скорее пользовались этим жанром для достижения своих целей.

Михаил Климов, автор сценария, продюсер:

— Когда мы начинали работать, у нас была возможность выбрать другой жанр, но мы сознательно предпочли японскую анимацию, потому что заметили целый ряд совпадений в советской культуре, в которой мы выросли, и в современной японской культуре. И для нас это стало настоящей находкой, которая дала нам несколько лет счастья. Главной нашей целью было создать универсальную историю и универсальную героиню, которая тронула бы как российского зрителя, так и японского. У нас с нашими японскими партнерами не было никаких дискуссий на политическую тему, скорее ощущалась разница культур. Японская девочка, например, долго и церемонно благодарит за подарок, а русские девочки так себя не ведут, и таких несовпадений была масса, но не на идеологическом поле.

Есть люди, которые к теме оккультизма относятся иронически, но об этом написано много серьезных книг, и мы знаем, что есть люди, искренне верящие в то, что войну можно вести не только живой силой и оружием, но и с помощью магии. Поэтому при подготовке к фильму мы пользовались не только официальными документами, но и много фантазировали, и ушло у нас на это около пяти лет. Это был достаточно тернистый путь. Сейчас мы готовим второй фильм, где также будет много мистического — не буду отрицать, что нам интересны истории Рихарда Зорге и Штирлица, но о сюжете картины рассказывать, наверное, пока не стоит.

Прототипы

Четыре пионера, посмертно удостоенные звания Героя Советского Союза

Лёня Голиков

Партизан-разведчик. Уничтожил 78 немцев, 14 мостов, 2 склада, 10 машин с боеприпасами. Погиб в бою в Псковской области.

Марат Казей

Партизан-разведчик. Отец репрессирован, мать убита фашистами. Погиб под Минском, подорвав себя и врагов гранатой.

Валя Котик

Связной отряда. Погиб в бою за город Изяслав в Хмельницкой области Украины. О нем и Марате Казее снят фильм «Орленок».

Зина Портнова

Подпольщица, член «Юных мстителей» в Витебской области Белоруссии. Работая в столовой, отравила немецких офицеров. Расстреляна.