Фильм Алексея Климова и Михаила Шприца «Первый отряд» рассказывает о том, что война — понятие мистическое.
Реальное и нереальное смешивается в «Первом отряде», придуманном Алексеем Климовым и Михаилом Шприцем и снятом японцем Йошихару Ашино, с самого начала. Советские солдаты гибнут от немецких бомб, но совсем незадолго до налета их смерть уже предсказана девочкой Надей, приехавшей в 1942 году на фронт в составе агитбригады. Война будет продолжаться, но атакам, рукопашным боям и летящим под откос поездам создатели военного аниме особого внимания уделять не будут: главная героиня фильма, подобранная после бомбежки мудрым старцем, придет в себя и поскачет сквозь вьюгу на белом коне в Москву к полковнику Белову.
Далее начнется уже совсем восхитительная история: Белов расскажет Наде о том, что война с Германией ведется на нескольких уровнях, и
А для того чтобы удовольствие от предстоящего столкновения мифов было полным, жанр аниме в «Первом отряде» сплетается с жанром мокьюментари: периодически кадры мультфильма сменяются выступлениями реальных людей, которых титры представляют как военных историков, психологов, ветеранов Второй мировой. Специалисты рассказывают о противостоянии «Аненербе» и
К тому же у жителей России вообще есть склонность ко всему мистическому. Оттого
Первый спиритический сеанс (будет продолжение) у создателей «Первого отряда» получился отличный. По сути, они сами слетали в некропортаторе «Спутник» во времена не столь отдаленные и оживили забытых
— Мы с моим соавтором художники по образованию, и во многом этот проект отражает ряд наших увлечений и в области литературы, и в области изобразительного искусства. Когда мы открыли для себя японскую анимацию как совершенно удивительный мир и как новое направление изобразительного искусства, где объединяется и рисунок, и литература, и музыка, нам сразу захотелось сделать фильм в жанре аниме.
На нас влияло очень многое: мы читали не только официальную интерпретацию истории Второй мировой, но и то, что написано о ней в интернете, и таблоиды, выходившие в
Подбирать серьезных специалистов, комментирующих нашу историю, было сложно: нам было необходимо дать экспертам высказаться достаточно определенно, при этом оставаясь в пространстве искусства. Мы не хотели делать «Первый отряд» документальной картиной — скорее пользовались этим жанром для достижения своих целей.
— Когда мы начинали работать, у нас была возможность выбрать другой жанр, но мы сознательно предпочли японскую анимацию, потому что заметили целый ряд совпадений в советской культуре, в которой мы выросли, и в современной японской культуре. И для нас это стало настоящей находкой, которая дала нам несколько лет счастья. Главной нашей целью было создать универсальную историю и универсальную героиню, которая тронула бы как российского зрителя, так и японского. У нас с нашими японскими партнерами не было никаких дискуссий на политическую тему, скорее ощущалась разница культур. Японская девочка, например, долго и церемонно благодарит за подарок, а русские девочки так себя не ведут, и таких несовпадений была масса, но не на идеологическом поле.
Есть люди, которые к теме оккультизма относятся иронически, но об этом написано много серьезных книг, и мы знаем, что есть люди, искренне верящие в то, что войну можно вести не только живой силой и оружием, но и с помощью магии. Поэтому при подготовке к фильму мы пользовались не только официальными документами, но и много фантазировали, и ушло у нас на это около пяти лет. Это был достаточно тернистый путь. Сейчас мы готовим второй фильм, где также будет много мистического — не буду отрицать, что нам интересны истории Рихарда Зорге и Штирлица, но о сюжете картины рассказывать, наверное, пока не стоит.
Четыре пионера, посмертно удостоенные звания Героя Советского Союза
Связной отряда. Погиб в бою за город Изяслав в Хмельницкой области Украины. О нем и Марате Казее снят фильм «Орленок».
Подпольщица, член «Юных мстителей» в Витебской области Белоруссии. Работая в столовой, отравила немецких офицеров. Расстреляна.